Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
6 февраля 2012
Свияжская смута 1606 года
В начале осени 1606 года начались волнения среди черемис, перекинувшиеся в села с компактным татарским населением. Множились и росли слухи, что молодой царь непременно освободит всех от податей, даст свободы, в том числе и государственные.
Затем движение перекинулось в среду служилых русских людей, примкнувших к имени царя Дмитрия. Смута вспыхнула в самом Свияжске среди свияжских дворян и детей боярских. К ней примкнули рядовые стрельцы вместе со своим стрелецким головой, представители земских классов — торговые и черные (податные) люди.
В свияжский городок проникли агитаторы от бунташных людей — Ивана Болотникова и Шаховского. Свияжский летописец рассказывает: «Явились какие-то воры и богоотступники и стали разливать зверохищный яд свой именем воскресшего царя Дмитрия». Привезена была и крестоцеловальная запись на верность царю Дмитрию Ивановичу. Не устояли свияжане против «зверохищного яда», поддались соблазну: изменили В.Шуйскому и целовали крест по этой «воровской» записи. Казанские воеводы, узнав об измене, затаились. Было неясно: чья возьмет — то ли Дмитрий займет царский престол, то ли устоит хитрый старик Василий Шуйский, провозглашенный царем боярами.
На борьбу со свияжской смутой в одиночку выступила местная духовная власть в лице казанского митрополита Ефрема. Он предписал свияжскому духовенству отлучать от церкви заблудших свияжан, отцам духовным «приношения к церквам Божиим у них не принимать». Влияние духовенства в те годы было столь сильно, что свияжане стали бить челом о прощении царю Василию Ивановичу Шуйскому и патриарху Гермогену. Последний писал в Казань митрополиту Ефрему: «Великий Государь, по своему царскому милостивому обычаю и по нашему прошению, отдал им, свияжанам, вины их; да и мы, полагаясь на щедроты Божии, соборно прощаем и разрешаем их».
Патриарх Гермоген прекрасно знал всю «подноготную» казанско-свияжских отношений: начинал в звании простого приходского попа, затем занимал здесь же митрополичью кафедру и только 11 апреля 1606 года, всего за несколько месяцев до свияжской смуты, переведен был на всероссийский патриарший престол.
Зная, каким шатким будет движение умов в период кризиса власти, он пишет своему преемнику Ефрему в Казань: «А тебе бы оберегать накрепко край Казанский от смуты, чтоб люди Божии не погибали душой и телом. Да еще накрепко смотрел за попами, чтоб от них тоже никакого воровства не было. Особенно приглядывай за казанскими попами: Софийским, Покровским и Ирининским. Коли не переменят обычаев своих, им в попах не быть».
Смута, между тем, все больше захватывала Московское государство. Летом 1606 года мятежи охватили все Нижнее Поволжье. Сюда, в так называемую понизовую вольницу, толпами и семьями бежали все кому не лень: крепостные крестьяне, казаки, податное население из числа поволжских народов: татар, черемис, мордвы, чуваш, недовольных крепостным засильем. Немало в этой вольнице было и преступного элемента, мечтавшего об абсолютной анархии — свободе грабить вех и вся.
Естественно, что в этой среде сразу зародилась мысль — объявить нового, своего, народного царя. Плохо разбираясь в иерархии правящей династии, вольница, которая к августу 1606 года «отложила» от Москвы Астраханский край, объявила о том, что у них на «Нижней Волге скрывается от преследования коварного Василия Шуйского, захватившего власть в Москве, истинный народный царь-царевич Петр», роль которого была возложена на казака Илейку.
Георгий Мюллер,
историк-краевед
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
ЕЩЁ СТАТЬИ НА ТЕМУ:
КРАЕВЕДЕНИЕ | СВИЯЖСК