Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
6 февраля 2012
Святитель Гермоген в Казани и Свияжске
На соборе 1598 года свияжский архимандрит Сергий, в числе двадцати двух архимандритов, седьмым «приложил руку» к утверждению Бориса Годунова на царство. Значимость Свияжского Успенского монастыря, его решающий голос в судьбе России был как никогда высоким.
Именно в эти годы в Казани, а более всего в Свияжске жил и действовал человек, которому было суждено стать в самом скором времени одним из главных действующих лиц приближающегося «смутного времени». Еще при царе Федоре Гермоген, митрополит Казанский, получил известность и признание тем, что стал инициатором открытия и прославления святых мощей Гурия, Варсонофия, Ионы и Нектария. Он же составил описание жития святых чудо-творцев. Стараниями Гермогена в Свияжске была открыта женская обитель Иоанна Предтечи. «Добро» на постройку этой обители дал сам Борис Годунов. В это время в Кремле Московском строилась колокольня «Иван Великий», которая должна была стать выше Свияжской. Так оно и случилось.
А в Успенском Богородицком монастыре появился новый архимандрит. Им стал игумен Сергий, который вернулся в Свияжск с избрания Бориса Годунова на царство. Сразу же Гермоген высказал ему свою давнюю мечту — выстроить в Свияжске большой каменный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. На постройку не пожалели сил и средств. Храм был воздвигнут и освящен в 1604 году. Главной святыней собора стала чудотворная икона Сергия Радонежского, которую принесли в Свияжск еще в 1551 году.
Между тем относительно спокойная жизнь Свияжска стала все больше нарушаться слухами, которые приходили из Москвы с торговыми караванами и бурлаками, «тягавшими» по Волге вверх и вниз баржи. Рассказывали, что появился в польской земле неизвестно откуда взявшийся царевич Дмитрий — младший сын давно умершего царя Ивана IV.
Говорили, что он поклялся вернуться в Москву, что он вовсе не умер во младенчестве, напоровшись на нож, а был надежно спрятан от убийц, подосланных Борисом Годуновым, и теперь, войдя в зрелый возраст, с войском из поляков торжественно войдет в Москву, чтобы воздать возмездие тем, кто готовил ему смерть. Рассказывали, что молодой царь за свое чудесное спасение освободит всех людей Московской земли от податей и притеснения дворян и бояр, а казанской земле особая свобода выйдет.
Слухи эти обрастали все новыми подробностями, которые проникали в Свияжск от служилых казаков, сопровождавших торговые суда с целью охраны. Начиналось новое «брожение умов»: крестьянское население отказывалось «платить подати». Сразу увеличилось число беглых семей в волжское понизовье и на Дон.
Гермоген в этих непростых условиях, когда стремительно стали рушиться устои власти, проявил себя истинным государственником, для которого интересы страны, безопасность России как государства были превыше всего. В своих грамотах, рассылаемых по Казанскому краю, он призывал духовенство быть крайне осмотрительным, не поддаваться бунташным настроениям толпы, предупреждал, что всякая смута исходит от врагов России.
Едва Лжедмитрий воцарился в Москве, Гермоген сразу же решительно объявил его самозванцем и призвал к свержению «польского интригана». После свержения Лжедмитрия Гермоген стал при слабом царе Василии Шуйском фактически правителем страны, таким же, каким был Борис Годунов при слабоумном царе Федоре Ивановиче. Он призывал народ на подавление мятежа авантюриста Болотникова, как и Лжедмитрий, купленного на польские деньги.
После низложения Василия Шуйского он вовсе стал «начальным человеком всея Руси». Именно Гермоген настоял, чтобы царем был избран Михаил Романов, сын ростовского архиепископа Филарета. Однако боярское правительство предпочло искать царя у поляков. Тогда Гермоген, видя кругом обман и измену, обращается к народу с призывом спасения России, для чего в Нижнем Новгороде по велению опять же Гермогена было сформировано ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Поляки, войдя в Москву, требовали от Гермогена, чтобы он приказал народному ополчению уйти. На что патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные, будьте прокляты!» Поляки жестоко расправились с патриархом, уморив его голодом. 17 февраля 1612 года Гермоген умер в заточении. Так героически закончил свой путь наш свияжский земляк.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
ЕЩЁ СТАТЬИ НА ТЕМУ:
КРАЕВЕДЕНИЕ | ПРАВОСЛАВИЕ | СВИЯЖСК