Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
1 ноября 2007
Армию Емельяна Пугачева в Раифу не пустили
Раифский монастырь. Старинная литография, неизвестный художник.
В середине 70-х гг. XVIII века все восточные районы Российской империи были охвачены мощной волной народного бунта, известного как крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
11 июля 1774 года Пугачев подошел к Казани и встал лагерем близ Троицкой мельницы. Его войско насчитывало 20 тысяч человек при 12 пушках. И уже утром 12 июля пугачевцы четырьмя колоннами пошли на штурм города. «Город стал добычей мятежников, — писал Александр Пушкин в своем труде «История Пугачевского бунта». — Они бросились грабить дома и купеческие лавки, вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы, резали всех, кто попадался им в «немецком платье».
Часть гарнизона укрылась в Кремле и едва сдерживала приступ за приступом. Известие о приближении к городу корпуса подполковника И.И. Михельсона вселило надежду в почти уже упавших духом казанцев. Рано утром 13 июля Михельсон соединился с Казанским гарнизоном. Попытка Пугачева помешать этому оказалась неудачной. Бунтовщики, сильно побитые, отступили за Казанку к деревне Сухая река.
Собрав за два дня до 15 тысяч своих было разбежавшихся воинов, Пугачев предпринял отчаянную попытку переломить ситуацию в свою пользу. Он рассчитывал на население татарских слобод и деревень, но просчитался. Итоги сражения 15 июля были удручающими. Пушкин писал об этом дне так: «Казанка была запружена мертвыми телами; пять тысяч пленных и девять пушек остались в руках победителя. Убиты в сражении до двух тысяч, большею частью татар и башкирцев. Михельсон потерял до ста человек убитыми и ранеными».
С двумя сотнями своих воинов Пугачев ушел на запад. 16 июля у стен Раифского монастыря появились конные, а затем пешие пугачевцы. Вид людей, злых, оборванных и вооруженных чем попало, напугал монахов. Монастырь был закрыт. Игумен приказал выставить на стене единственную пушку, хранимую в стенах обители на худой случай. Вечером того же дня, 16 июля, в ворота постучался человек в красной рубахе с бородой в окружении вооруженной охраны. Все узнали в нем бунтовщика Пугачева. Ворота не открыли, лишь спустили со стен в корзинах еду и питье, требуемое незваными пришельцами. С вечера того же дня пугачевцы, ставшие лагерем у стен обители, стали рубить в юго-западном направлении дорогу, известную позже как «думная» дорога.
Уже днем 17 июля пугачевцы вышли к берегу Волги вблизи поселка Васильево и лесными тропами, минуя правительственные кордоны и рогатки, вышли к Кленовой горе близ реки Илеть. До сих пор место это знаменито своим «пугачевским дубом», разменявшим уже давно четвертую сотню лет и охраняемым как памятник природы...
18 июля пугачевцы переправились через Волгу кто на чем: на снятых домовых дверях, плетнях и даже разобранных телегах. Было это около села Сундырь. На правобережье Волги Пугачев без труда набрал свежие силы из крестьян Свияжского, Чебоксарского, Ядринского уездов, что позволило взять даже несколько крепостей. Правительство бросило против пугачевцев снятые с русско-турецкой войны силы регулярной армии, что и решило судьбу более 50 крестьянских отрядов пугачевцев.
В сентябре того же 1774 года Пугачев был пленен, и спустя два дня герой русско-турецкой войны генерал-поручик А.В. Суворов конвоировал Е.Пугачева с сообщниками в Симбирск к главнокомандующему карательными войсками графу П.И. Панину.
2 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
2 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО