– такое утверждение прозвучало на ежегодной педагогической конференции в выступлении учителя гимназии №3 Татьяны Дуньшаковой. Второй год подряд ее выпускники получают высший балл на едином государственном экзамене по русскому языку. И это не случайные результаты, а итог системы подготовки, упорной работы. В интересной беседе, полной метафор и аналогий из произведений литературы, цитат классиков, Татьяна Николаевна рассказала, как она вместе с учениками и их родителями, шаг за шагом добивается успеха. «Человека невозможно заставить что-то делать, если он сам не пришел к осознанию важности дела», – считает учитель. Проблема современного образования в том, что на предмет, входящий в перечень обязательных учебных дисциплин на ЕГЭ, отводится в старших классах всего два часа в неделю. Поэтому учителя вынуждены назначать дополнительное время для занятий. – Если ребенок минут по 40 каждый день будет самостоятельно заниматься, то необходимость в индивидуальных занятиях отпадет. Мне очень нравится наметившаяся в школах тенденция – организация профильных классов. Ребята знают, например, что будут поступать в мединститут, и им необходимы химия и биология. Заинтересованность в учебе усиливается в разы. Еще Базаров в «Отцах и детях» говорил: «Каждый человек сам себя воспитывать должен». Мои отношения с ребятами – доверительные. Хорошо, если ребенок учится у меня с пятого класса. Я уже знаю его сильные и слабые стороны, его отношение к учебе, его реакцию, когда что-то не получается. В свою очередь, дети знают, что меня не обманешь, поэтому не пытаются схитрить или идти на уловки. Я всегда говорю ребятам: «За вас никто ничего решать в жизни не будет, необходимо научится делать самостоятельные выводы». Мне близко суждение Дмитрия Мережковского, который анализирует образы пророка в одноименных стихо¬творениях А.Пушкина и М.Лермонтова. Он сравнивает пушкинского пророка со жрецом в храме, взоры людей обращены на него. Также и учитель, к которому ребята тянуться, понимают его. В достижении высоких результатов в учебе – большая роль родителей. Ведь главный настрой ребенку дают именно они. Вот, к примеру, Митрофан Простаков из «Недоросля» и Петр Гринев из «Капитанской дочки» принадлежат к одному сословию, растут и получают образование в родительском поместье. Но они – антиподы. Основа воспитания – в семье. Поэтому на родительских собраниях я часто обращаюсь к мамам и папам: «Уделите время своему ребенку, учитесь слушать и слышать его». Прошли времена, когда вопрос на государственном тестировании звучал, например, так: сколько пуговиц было на мундире какого-то литературного героя. Сегодня ЕГЭ – это творческий экзамен. А чтобы написать хорошее сочинение, необходимы разносторонние знания. Например, ученику предлагают поразмышлять о нравственных качествах героев из произведения XIX века. Но именно в то время велико было влия¬ние немецких философов, утверждавших, что высоконравственный человек – это свободный человек. Не зная этого, трудно написать блестящее сочинение. В нашей гимназии акцент сделан на поликультурное образование школьника, то есть на диалоге культур, на взаимном их влиянии. Широкий кругозор, умение проводить параллели из различных областей нашей жизни – вот основа для качественной подготовки к экзамену. Экзамен – не лотерея. Только упорство и трудолюбие способны давать высокие результаты. Успех окрыляет: если у ребенка получается, ему и дальше будет интересно заниматься. А еще в учебном процессе важна работа над ошибками: понять, что тебе нужно доработать, что подучить. Мои ребята приходят ко мне до начала уроков. С семи часов утра, пока я проверяю тетради, они самостоятельно занимаются. Если у них возникают вопросы, я им тут же объясняю. При этом их никто не заставляет приходить так рано. Старшеклассники понимают необходимость дополнительных занятий. 100 баллов – это высший результат, поэтому к нему относятся настороженно. Например, в вузах, ребята, получившие более 70 баллов, проходят переэкзаменовку. Увы, не более двух процентов учащихся подтверждают свои баллы. Татьяна Николаевна уверена, что ленивый человек никогда не добьется большого успеха. Результаты трудолюбивых учеников Дуньшаковой – самая объективная оценка ее работы в качестве учителя-словесника. Яна Кубышкина (100 балов) и Гузель Булатова (98 баллов) учатся в Санкт-Петербурге, Саша Родионова (сто баллов) поступила в Казанский медицинский университет.