Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
4 августа 2010
Из поколения непобедимых

Старший сержант Иванов налетал 300 часов на штурмовиках и бомбардировщиках в небе над Западной Европой, вернулся к мирной жизни – электромонтером на завод им. Серго. И в этом статусе начал отсчет самого ответственного периода биографии.
Члены совета ветеранов POZIS, уважительно отзываясь о Сергее Владимировиче, настоятельно просили рассказать в газете о бывшем начальнике СКТБ.
Мнение бывших коллег для Сергея Владимировича Иванова значит немало, но биографию свою он категорически не хочет признавать героической (хотя интересных моментов в ней было немало). Когда началась война, ему исполнилось пятнадцать, он уже был квалифицированным электромонтером и работал на военном заводе в Воронеже, куда они с мамой и сестренкой Олей переехали из Казани после смерти отца. В довоенной жизни все складывалось нормально: на «отлично» закончил семилетку, увлекался радиоделом. А суровые военные времена диктовали свои правила: семья вернулась на родину, он получил направление на другой завод – «Почтовый ящик №1» — так назывался тогда POZIS.
…В декабре 1941 года сошли с поезда на станции Краснозаринск и отправились сразу к проходной — так в шестом цехе появился новенький — электромонтер. Летом он занимался в планерном клубе под началом Николая Александровича Романова, выучился на инструктора, начал сам обучать «летунов». В 17 лет его призвали в армию. Как большинство серговчан, Иванов имел «бронь», но прошел медкомиссию и угодил на больничную койку, пришлось делать операцию. Новый призыв проходил уже в 1944-м, когда бои шли жестокие, но была возможность готовить кадры тщательнее, и новобранца направили учиться в Сызрань на воздушного стрелка.
— После учебы — в Чапаевск, устроились в «шикарных гостиницах» — «Золотой клоп» и «Золотой блох» — мы так землянки называли, — рассказывает Сергей Владимирович с присущим ему чувством юмора. – Меня определили в экипаж летчика Жени Соколова, он сам только что училище закончил. Получили наш «ИЛ» и полетели на фронт: обедали в Россоши, ужинали в Прилуках, на Украине. Потом – Львов – Польша – Ченстохов. Аэродром пункта назначения находился в Финстервальде. Начали готовиться к полетам. В одну из ночей охрана аэродрома открыла стрельбу, вскочили как по тревоге, а оказалось: узнали о Победе…
Не спрашиваю, чего больше было тогда в их душах – радости или сожаления, что не успели, что более опытные летчики добивали врага в самом логове. Наверное, не зря распорядился кто-то придержать неопытных юнцов. После победы летчики переучились на бомбардировочную авиацию, стрелки – на радистов. Еще шесть лет после войны летал Иванов на бомбардировщиках. В 1951-м уволился в запас и вернулся в свой цех, работал электромонтером.
Мы рассматриваем многочисленные фотографии в альбомах: бравый военный, «косая сажень» в плечах… А он пошел вторично учиться в седьмой класс вечерней школы (во время войны были потеряны его документы). Бывший стрелок-радист очень хотел стать инженером, работать «с техникой». И доказал это не единожды: сначала закончил механический техникум. На защите диплома присутствовал главный инженер завода Г.Н.Абаимов, который сразу пригласил молодого техника-механика в отдел конструктора. К тому времени по приказу Министерства тяжелого машиностроения в 1955 году было создано Специальное конструкторско-технологическое бюро.
Потом Иванов поступил в КАИ, вскоре его избрали секретарем парткома завода, членом бюро горкома партии. Осознавая всю ответственность, Сергей Владимирович поставил тогдашнему секретарю горкома Федору Кузьмичу Мельникову условие, чтобы дали возможность закончить вуз. Приближалась защита диплома, а его все не отпускали с работы. И он принял непростое решение – не карьерный рост интересовал молодого конструктора, а прочные знания. Он честно попросил отпустить на прежнее место, потому что делать дело вполсилы никогда не умел.
В 32 года стал начальником отдела, в 1967-м году – заместителем, потом – начальником Бюро. При нем была проведена модернизация, разработаны новые направления: фактически СКТБ по праву стал флагманом отрасли по разработке роторных линий для производства спецпродукции, автоматических линий для холодильного оборудования. Коллектив конструкторов увеличился с 60 до 400 человек, многие получали награды за мирный труд.
Сергей Владимирович имеет 12 авторских свидетельств на изобретения, награжден бронзовой и двумя серебряными медалями ВДНХ, знаками трудового отличия. А за военные годы – медали «За доблестный труд», «За победу над Германией», юбилейные.
В 1952-м он встретил свою красавицу Антонину Петровну. Поженились, им дали вскоре комнатку, родилась дочка, потом сын. Они прожили вместе долгую интересную жизнь. У Антонины Петровны был редкий дар настоящей хранительницы очага, хозяйки.
В фотоальбомах — каждое событие из истории бюро: посадка деревьев возле новой больницы, заготовка травы для колхозных ферм, субботники, вечера отдыха. И всюду Сергей Владимирович с коллективом. Рядом – семейные события и праздники, на снимках множество костюмированных вечеров, шутливых подписей к ним. Такого не присочинишь и не сыграешь, это – характер, стиль жизни – быть в гуще людей и событий, брать на себя ответственность как за важные производственные решения, так и за семью. Почти двадцать лет возглавлял Иванов СКТБ, после преобразования его в ЦКТБ роторного оборудования был главным инженером. На заслуженный отдых ушел в 1992-м году, до сих пор поддерживает добрые отношения с коллегами.
Сын Александр — офицер, служил на Дальнем Востоке, в Германии, сейчас живет с семьей в Санкт-Петербурге. Дочь Тамара закончила КХТИ, больше двадцати лет работает на заводе им. Серго. У всех Ивановых (и других членов их многочисленной династии) прочная репутация добросовестных работящих людей.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО