Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
30 июня 2010
Группа «Поиск»: узнать судьбу парашютиста
Родственники пропавшего без вести в 1941г. А.М. Кунгурова получают извещение о дате смерти и месте захоронения родственника. Извещение подписано Михаилом Черепановым, руководителем рабочей группы Книги Памяти РТ.
Ни в одной газете (в местной, региональной, федеральной) не сказано ни слова про нашу уникальную находку. Но нашей принципиальной последовательности есть предел...
Перед 22 июня 2010 года нам придется признать нашу неспособность открыть общественности еще одну белую страницу истории войны и поэтому захоронить одного из первых парашютистов России как безымянного.
1 мая 2000 года зеленодольские поисковики в пяти километрах северо-западнее дер. Мясной Бор Новгородской области (кстати, где попал в плен сын татарского народа Муса Джалиль) нашли останки советского самолета У-2. В 15 метрах от него нашли останки советского летчика-офицера (на это указывало наличие сапог — солдаты носили ботинки). То, что было найдено рядом с офицером, указывало на особую ценность находки и придавало ей статус федерального значения.
Рядом с офицером был обнаружен револьвер системы «наган» (в магазине все 7 патронов были неиспользованными). Карманные часы фирмы «Павелъ Бурэ», стрелки которых показывали ровно 3 часа, оказались еще одной находкой. Знатоки поискового дела утверждают, что до революции дед нашего знаменитого хоккеиста Павла Буре организовал в Петербурге часовую фабрику, которую назвал своим именем.
Дальше мы находим самую ценную реликвию — знак парашютиста-инструктора I категории. Знак имеет свой порядковый номер — № 37. Прочитав несколько книг по значкам, врученным ОСОАВИАХИМом, мы узнали, что первые 100 знаков сделаны из чистого серебра (это доказывает вес знака). Из литературы также узнаем фамилии первых 10 человек, награжденных этими знаками (4 из них женщины).
Останки парашютиста мы не стали хоронить вместе с пропавшими без вести, потому что была хоть небольшая, но надежда — найти его родственников. Поэтому его останки мы прикопали на краю деревни Мясной Бор (вопреки инструкции), а место запомнили.
По поводу знака «парашютист-инструктор» в Москве в Национальном аэроклубе им. В.П. Чкалова нам сообщили, что все документы ОСОАВИАХИМа (предшественника «ДОСААФа», предшественника «РОСТО») разбросаны по различным архивам, и дали первую наводку — Государственный архив РФ.
За несколько дней работы в этом архиве документы Фонда № 8355 (дело о награждении) мы не находим. По словам председателя «РОСТО» А.В. Перепадя, в октябре 1941 года при перевозке архива попали под бомбежку 2 грузовика с документами и полностью сгорели… Он предложил провести исследовательскую работу по летному составу в ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны, г. Подольск Московской области). Так как наша группа часто работает в этом архиве, доступ к любой его информации у нас есть.
В ЦАМО по знакам «РОСТО» мы ничего не находим. Зато в аэроклубе нас знакомят с А.И. Халутиным. Генерал-лейтенант (ему 92 г.) живет в Москве и имеет такой же знак парашютиста-инструктора I категории — №50. Он рассказывает, что эти знаки выдавались в разных городах, поэтому надо «перекопать» практически весь архив «РОСТО» и в Госархиве РФ документы, касающиеся ОСОАВИАХИМа за 1933-38 г.г. Остается добавить, что инструктором по летному мастерству у А.И. Халутина был сам Валерий Павлович Чкалов. Уже известен факт, что за опасные полеты и дисциплину героя отстранили от испытаний новых моделей самолетов и направили простым инструктором летного дела в ОСОАВИАХИМ…
С.Л. Суховатцин — Президент Ассоциации парашютного спорта России, предложил нашей группе сделать в Национальном аэроклубе им. В.П. Чкалова стенд, посвященный «нашему парашютисту», и посетить аэропорт Тушино, чтобы поучаствовать в прыжках с парашютом. А потом предложил написать статью для журнала «Парашютный спорт России». Мы отказались — у нас пока нет результатов поиска…
Наши находки высоко оценила президент Фонда «Маршал Жуков» — старшая дочь великого полководца Маргарита Георгиевна Жукова, и назвала их уникальными. Если мы найдем родственников одного из первооткрывателей парашютного спорта России, то это может стать сенсацией.
А известная московская журналистка Татьяна Бодрова (знакомство с ней прошло в Центральном выставочном зале «Манеж» после выступления ансамбля «Провинция Н…» из г. Зеленодольска в июле 1991г.) предложила на центральном телевидении снять передачу про Долину Смерти и про нашего парашютиста с привлечением на передачу его родственников, поисковиков, которые участвовали в поисковой экспедиции (май 2000 г.), когда и нашли останки парашютиста.
Исполнители из группы «Голубые Береты» (г. Москва) уже давно нам предложили: если мы найдем родственников этого парашютиста, встретиться с родственниками одного из первых парашютистов России, ведь они сами десантники-парашютисты…
Президент международной ассоциации поисковых отрядов России, СНГ и стран Балтии Евгения Иванова на встрече с группой «Поиск» г. Зеленодольска в апреле 2001 года сообщила, что Александр Маресьев, узнав про нашу находку, хотел встретиться с нами. Через две недели А.Маресьев умирает…
А легендарный Михаил Петрович Девятаев, поддерживавший с нашей группой самые теплые отношения, просил поторопиться с розыском имени этого офицера. Он был очень растроган, узнав о нашей находке, ведь он сам летал на таких самолетах. И рассказывая, как тяжело приходилось нашему брату летать, как он выражался, на этих «гробах», просил быстрее найти родственников этого парашютиста, чтобы вместе с нами участвовать при встрече.
20 ноября 2006 года Михаил Петрович умирает... Теперь поставить точку в этом поиске — дело нашей чести…
Остается узнать, с каким заданием был отправлен в тыл окруженной 2-й Ударной Армии один из первооткрывателей парашютного спорта России. Военные историки утверждают, что за командиром 2-й Ударной Армии генералом А.А. Власовым был отправлен самолет, но он не долетел и был сбит… Может, это и есть наш самолет?..
Чтобы узнать фамилию, а в последующем — и найти родственников одного из первых парашютистов России, необходима целенаправленная работа в трех архивах — Государственном, РОСТО, ЦАМО (Москва). Г.Серебренников, отв. секретарь Национального аэроклуба России им. Чкалова, предложил поработать в Госархиве. Но мы уже работали в этом архиве, и документы фонда № 8355 ОСОАВИАХИМа найти не удалось. Всему причина — короткий срок работы в хранилище, и к тому же мы брали на работу в архивы молодежь, не имеющую опыта такой работы.
Такие краткие и превентивные «поездки» по архивам не дают возможности найти нужный документ, поэтому мы хотим серьезно и конкретно заняться поиском. Для этого надо взять с собой в архивы не только лучших поисковиков нашего города, но и лучших поисковиков Татарстана: А.А. Иванова — главного редактора республиканской Книги Памяти, доктора исторических наук, академика Академии военно-исторических наук РФ, лауреата Государственной премии Республики Татарстан; М.В. Черепанова — директора музея ВОВ 1941-45 г.г. в Казанском Кремле; Н.П. Усанова — командира группы «Поиск» г. Набережные Челны и других.
А пока в архиве «РОСТО» мы не можем найти фонд № 8355 (приказы о награждении), поэтому придется пересматривать все личные дела парашютистов, начиная с 1933 года (когда начали выдавать эти знаки). Архив ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны) — здесь необходимо пересмотреть все летные полки, экипаж которых погиб на У-2 в районе Великого Новгорода в 1942-43 г.г.
А пока останки офицера лежат на краю деревни Мясной Бор и не захоронены с подобающими солдатскими почестями…
Р.S. К сожалению, к 20-летию создания нашей поисковой группы заместители главы района не сочли нужным спонсировать поездку в Долину Смерти под Великий Новгород. На раскопки в мае этого года ездили за свой счет... Приходится работать по государственным архивам в Интернете.
продолжение следует...
Командир группы «Поиск» г. Зеленодольска Андрей Винокуров
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО