Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
30 июня 2010
Сберечь живую память о герое
Отшумел победный май 2010 года: везде раздаются песни Великой Отечественной войны, даже в мобильниках, поздравления ветеранов, принаряженный и украшенный военной символикой город. И все? Не думаю. Сейчас живут еще много людей, для которых война – не далекое историческое событие. Это вдовы, дети, родственники погибших и умерших солдат Великой Отечественной.
Никто из них не претендует на славу своего родного и близкого человека, но им порой трудно смириться с тем, что память об их героическом воине скорее формальна, чем от души.
Улица Героя Советского Союза Николая Андреевича Катина, дом №10. Немного о самом герое.
У Андрея Кирилловича и Ольги Григорьевны Катиных было трое детей: старшая дочь Антонина 1922 года рождения, средний сын Николай, родившийся в 1924 году, и младшенький — Павел, появившийся на свет в 1929 году. Конечно, старшие дети были главными помощниками в семье. Отец с утра уходил на работу (он работал в Гаринском лесничестве), и до позднего вечера его не было дома. Свою должность любил, лес знал по кварталам, много интересного потом рассказывал детям о различных случаях в лесу.
Мама Ольга Григорьевна воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Конечно, главными ее помощниками были старшие дети, особенно Николай. Именно в его обязанности входило наколоть дров для печки и натаскать воды. О том, какой характер был у Коли еще в детстве, когда он учился в пятом классе, говорит интересный факт из воспоминаний матери.
...От дома до водоразборной колонки было далековато, километра полтора. Носить воду на коромысле дело долгое, да и для мальчишки не совсем удобное. Поэтому летом он водружал пятиведерную бочку на тележку, а летом — на санки, и одним рейсом справлялся с проблемой воды. Как-то морозным днем, наполнив бочку, вез ее домой. На перекрестке улиц Подгорная и Лесная ему навстречу ехал полутрезвый мужик на розвальнях. При повороте его сани сделали крутой вираж и задели салазки Николая, бочка опрокинулась. Мальчик постоял, погоревал, установил бочку и поехал обратно к колонке.
Эту сцену видела соседка, и до прихода Коли рассказала матери об увиденном. Через некоторое время Ольга Григорьевна увидела сына, приближающегося к дому. Но этот день был несчастливым для него: только стал разворачивать санки у крыльца, как они перевернулись, и бочка вновь опрокинулась. От досады Николай заплакал. Мать видела, как он сидел на крыльце и утирал слезы. А потом встал, утерся, посмотрел на окна — не видел ли кто из домашних — и отправился за водой в третий раз. Возвратившись, наконец, с водой, он устало разделся, поел и сел за уроки. Ольга Григорьевна, украдкой наблюдавшая за сыном, спросила: «А что ты, Коленька, сегодня долго за водой ходил? Не случилось ли чего?» — «Ничего не случилось, мама, очередь сегодня у колонки длинная была...»
И в который раз мать подивилась силе характера сына. А еще все удивлялись выдающимся способностям Коли к математике. После школы собирался поступать в Казанский университет. В классе, да и во всей школе Николая любили за доброту, готовность прийти на помощь.
Для начала 40-х годов полное среднее образование считалось весомым. Учеба в 9 и 10 классе была платная, но родители, несмотря на скромные материальные возможности, ничего не жалели для сына, они верили в его большое будущее. Кто знает, не будь войны, может, наша казанская математическая школа имела бы еще одного блестящего ученого.
В 1942 году Николаю исполнилось 18 лет, и он был призван в армию. Его образованность и хорошие характеристики были учтены, и его направили в Ярославское пулеметно-минометное училище.
В 19 лет он получил под свое командование роту. Не стрелковую полнокомплектного состава в полтораста бойцов, а пулеметную. В стрелковом батальоне пулеметная рота считалась основной силой. По штату в роте 26 человек, 12 «станкачей» (станковых пулеметов системы Дегтярева), 60 коробок с пулеметными лентами по 250 патронов каждая.
Весна 1945-го года... Исход войны был уже очевиден. Но фашистская Германия сопротивлялась. Сопротивлялась с отчаянием обреченного. Уже освобождена Варшава, советские войска неудержимо двигались на запад. Впереди лежал Берлин. Штурм его стал реальностью. И совсем не случайно у отдельных наших военачальников зрел план — собрать силы в один кулак и обрушиться всей мощью на столицу гитлеровской Германии...
Николай Катин возглавлял стрелковую роту в 68-м стрелковом полку 70-й стрелковой дивизии 43-й армии 3-го Белорусского фронта. В исторических хрониках я нашла, что именно на плечи 3-го Белорусского фронта, а конкретнее — 43-й армии — и легла основная и самая тяжелая задача: подавить сопротивление немцев и, несмотря ни на какие потери, ворваться в город. Бойцы и командиры со своей задачей справились, хотя много полегло парней в бою за взятие Кенигсберга.
Перед штурмом старший лейтенант Катин вступил в партию. Рота Катина поддерживала наступление в западном пригороде Кенигсберга — Гросс-Фридрихсберге. Ворвавшись в сильно укрепленный опорный пункт, она перерезала пути отступления части гарнизона. Но советских бойцов было слишком мало на этом участке, чтобы развить успех. 7 апреля к середине дня положение изменилось. Гитлеровцы окружили несколько домов, где засели наши пулеметчики. В течение трех часов рота сдерживала их яростный натиск. Вот уже пятая атака. В живых рядом с Катиным осталось только два солдата. Старший лейтенант поручил им один из пулеметов, а сам отстреливался из второго. Немцы вели непрерывный артиллерийский обстрел дома.
После очередного разрыва пулемет за спиной командира вдруг замолчал — погиб его последний расчет. Теперь Катин управлялся и за него: перебегая от одного пулемета к другому, стрелял в обе стороны улицы... Шестая атака. Она отбита, но пулеметные ленты кончились.
К дому почти вплотную подползло самоходное орудие «Фердинанд». Выстрел прямой наводкой. Пробита стена, все заволокло красноватой пылью...
Катин бросил в самоходку одну противотанковую гранату, другую... Подбита. Николай приготовил последнюю гранату. И как только фашисты ворвались, чтобы взять его живым, Катин бросил гранату себе под ноги...
Так погиб старший лейтенант Николай Андреевич Катин. Неделю спустя, 16 апреля, Николаю Катину было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
Он похоронен в братской могиле в поселке Переславское Зеленоградского района Калининградской области. Подвиг героя увековечен. В Калининграде установлен обелиск, а на доме, где погиб герой, — мемориальная доска. Именем Катина названы улицы в Калининграде и Зеленодольске, школа, где он учился.
А кто знает, где эта улица? Наверное, немногие... Это в Зеленом Доле, рядом с улицей Подгорная. Раньше она называлась Лесной, а к 20-летию Победы решением исполкома Зеленодольского городского Совета депутатов трудящихся от 7 мая 1965 года стала носить имя Катина. В доме, где жил герой, сейчас живет его родной племянник, названный младшим братом Героя Павлом Андреевичем Катиным Николаем в честь своего старшего брата.
Николай Павлович считает долгом и задачей своей жизни восстановить дом, где жил его дядя. Кстати сказать, на этой же улице живут родственники — все Катины: жена Павла Андреевича — Катина Надежда Прокофьевна (мама племянника), сестры Николая Павловича. Живут дружно, свято берегут память о Николае Андреевиче. И для них война — не историческое событие, хотя Надежда Прокофьевна была в лихолетье совсем девочкой, а сам Николай Павлович и его сестры родились уже после войны. Для них война — это горечь утраты родного человека, который молодым, красивым лейтенантом в 21 год, за месяц до Победы, погиб при штурме Кенигсберга.
Дом старенький, построенный в начале 30-х годов, требует капитального ремонта. Но Николай Павлович уверен, что «потихоньку» он все сделает, и не рассчитывает на какую-либо помощь. Честь ему и хвала за это. На доме — мемориальная доска. Когда смотришь на эту доску, охватывает трепет, ведь рядом с нами легенда!
А вот на фасаде школы, что носит имя героя, мемориальной доски нет. В какой школе учился Николай Катин? Первая школа в Зеленом Доле, где начал учиться Николай, была маленькая, одноэтажная, недалеко от улицы Подгорной. Той старенькой школы давно уже нет. Двухэтажная, построенная недалеко от железнодорожного вокзала, кстати, тоже деревянная, школа хорошо помнит Николая. Туда переехали, когда он учился в 9 классе. Хотя там было печное отопление, школа была вместительная, просторная, с большими окнами. В задачу старшеклассников входило запасать дрова на зиму для школы. Многие одноклассники, друзья Николая вспоминали, как весело и интересно было выполнять это задание, какими замечательными трудовыми и организаторскими способностями отличался Коля Катин.
И этой школы тоже нет. Ее снесли не так давно, в начале 90-х. И была построена большая трехэтажная, по типовому проекту, она сменила и номер — если раньше была №66, так как относилась к ведомству Горьковской железной дороги, то теперь №17. Именно здесь находится единственный в городе и республике музей Героя Советского Союза Николая Андреевича Катина.
Родные воина-фронтовика многое сделали для экспозиции музея. Они передали в школьный музей (да и в другие музеи) практически все подлинные фотографии сына, от детских лет до последнего снимка из последнего письма), а также своей семьи, школьные табели, личные вещи, документы, вырезки из газет, награды (два ордена Красного Знамени и Золотую Звезду Героя) и многое другое. Их баснословная щедрость, думаю, говорит о том, какое неизбывное горе они испытали, узнав о гибели сына, когда бушевал победный май в 1945 году. И о гордости за его подвиг, и о желании, чтобы на его примере воспитывались патриоты своей Родины. А самое главное, наверняка они боялись, что их добрый, веселый, трудолюбивый сын останется в памяти людей не живым человеком, а монументом, покрытым бронзовой пылью.
Милые и гостеприимные люди, живущие в родном доме Николая Катина, — Николай Павлович и его супруга Татьяна, конечно, несмотря на свои скромные пенсию и зарплату, сделают, что задумали, — восстановят дом. Может быть, он когда-нибудь будет музеем, ведь не так уж много Героев Советского Союза в нашей стране. И чем дальше от нас великое событие, тем значимей люди, участвовавшие в нем. Думаю, дело чести города помочь этой семье в их большом деле — установить, наконец, мемориальную доску на фасаде школы имени Катина, так как у муниципального образовательного учреждения также нет денег. И неплохо бы ввести должность смотрителя музея, так как этим занимается совершенно бесплатно библиотекарь этой школы.
3 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
3 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО