Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
19 сентября 2007
Лошади дохли. Люди шли...
«Шишка» шел впереди и всех направлял.
С развитием торговли и земледелия в Поволжье резко возросли транспортные перевозки по главной водной артерии России — Волге. К концу XVII века по Волге только соли возили до 6,5 млн. пудов. XVI-XVII века — эпоха расцвета бурлачества.
Тяжелые барки против течения шли под парусами, подачей с завозом якорей вперед. Но чаще их тянули бечевой. Лошади тащить груженые барки без перерыва не могли — дохли, даже выносливые «корабли пустыни» — верблюды вставали...
Документы конца XVIII-начала XIX в. свидетельствуют, что на этот каторжный промысел шли поволжские мужики из русских, татарских, чувашских и марийских деревень. Много было и мордвы. Шли сюда от неурожая, от барщины, да и просто от бедности. По 12-14 часов тянули они лямку по каменистым волжским берегам, топким луговинам. Загоревшие до черноты лица, налитые тяжестью плечи, загрубевшие до каменной твердости босые ноги...
Даже рудокопская работа была легче, позволяла разогнуть спину, утереть пот со лба!
Бурлаки работали ватагами (артелями). Перед отправкой в дорогу избирали старосту, кашевара, сокольного старосту, «шишку»…
«Шишка» шел впереди и всех направлял. Это был самый сильный, неунывающий бурлак. Отвечал он и за проторенную тропу.
За ним шли «подшишельные» или «тягуны», дальше — «ленивые», затем — «кабальные», работавшие только за харчи. В конце шли «косные», задача которых — перекидывать бечеву через кусты и камни. Лишь «шишка» шел проторенной тропой, остальных стаскивало на камни и песок. Так и шли кособоким косяком. Такими их увидел и запечатлел художник Илья Репин.
Навигация была коротка, купцы часто неуступчивы, то есть «ломали путину» до двухсот дней в году. В лямке проходили около 20 км, затем отдыхали. Путь от Астрахани до Ярославля занимал 75 суток непрерывной работы. Ватага включала до 200 человек, когда тянули тяжелые суда посменно и круглосуточно. Договоры существовали разные, но обычно три человека тянули от 1000 до 3000 пудов. Пик бурлачества пришелся на начало XIX века — эпоху стремительного развития раннего капитализма.
Вечером бурлаки разводили костер, варили похлебку, часто уху, благо рыбы было хоть отбавляй, и один заход с бреднем мог накормить вдоволь всю артель. Долго звучали в ночи знаменитые бурлацкие песни. Но едва лишь солнце поднималось над горизонтом, ватага двигалась дальше. Даже мелкий дождь и ветер не были помехой. Движение останавливала только буря на Волге или летняя гроза.
Уже в 1830-40-е годы коноводные суда (лошади ходили по кругу на судне) и затем паровой флот все более вытесняли бурлацкий промысел.
Даже внешностью бурлаки отличались от остального люда. На боку у них или за ленточкой на соломенной шляпе всегда была заткнута деревянная ложка. Сколько бурлацких безвестных могил разбросано по берегам Волги!
От них остались лишь песни. Вроде незамысловатые, но выстраданные и потому глубокие, которыми так восхищались многие профессиональные композиторы и певцы.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО