Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
10 сентября 2007
Отсюда и пошло Васильево
Основателями Жигулей были еще новгородские разбойники-ушкуйники. Грабили ушкуйники суда, идущие по Волге, внезапно нападая на корабль на быстроходных узких челнах-лодчонках, называемых ушкуями.
Ни ханы ордынские, ни ханы казанские или астраханские, ни цари московские не жаловали разбойную братию. Под страхом смерти царские указы запрещали снимать и хоронить висельников. Трупы их плавали на плотах по Волге, болтались на ветрах у перекрестья дорог на деревьях в устрашение всем любителям лихой жизни.
Посылая в 1577 году на Волгу военный отряд под началом Ивана Мурашкина, Иван Грозный велит казнить лютой казнью всех пойманных волжских атаманов с их подельниками. В 1586 году для той же цели была построена крепость — Самара. На прочность Самару испытал безуспешный налет ногайцев летом 1615 года. Вскоре из азиатских степей пришли калмыки, и в 1639 году Самара отразила набег калмыцкой орды.
Стойко стояла Самара под набегами кочевых народов, зато без боя отворяла ворота бунтарям Разина и Пугачева. Волжские казаки — повольники жигулевской вольницы — не признавали над собой никакой власти. Кого только не было среди этого бесшабашного люда! От беглых крепостных до детей дворянских и купеческих, люди разных национальностей, вероисповеданий...
Были и наши земляки. Один из них — вор Илейка Муромец, он же Илья Горчаков, живший в конце XVI-начале XVII века. Беглый холоп свияжского стрелецкого головы Григория Елагина, он объявлял себя царевичем Петром, племянником царя Дмитрия Ивановича. Став атаманом, собрал он вольницу в четыре тысячи преданных ему людей, имел потаенные лагеря и воровские схроны на заливных лугах, промышлял отчаянным грабежом.
Как-то мнимый царевич Петр со своей ватагой настолько осмелел, что отправился в Москву — навестить «дядю» Лжедмитрия I. Да повстречались ему на реке суда царевококшайского воеводы, люди коего сообщили Илейке о гибели самозванца. Тотчас ватага изменила планы и отправилась «погулять» в волжском понизовье. У казанского воеводы были к Илейке свои счеты. Получил он известие, что возвращается вор к Казани. Были выставлены «рогатки» на дорогах, речные караулы. Да и Илейка был не дурак! Зная, где его могут изловить, дает наш атаман команду плыть по течению без шума и всплеска. Темной безлунной ночью под самым носом караульщиков проскочил он Казань под прикрытием Услонских гор.
Подвела Илейку воровская «звезда удачи» в год, когда примкнул он к восстанию Ивана Болотникова. Как и все зачинщики той смуты, был схвачен и казнен.
Помнит наш край и другого разбойника волжской вольницы — некоего Василия, имя которого до сих пор носит рабочий поселок и пригородная станция. Как и все грабители, прятал Василий свои клады в глухих лесах по берегам речки Сумки, пока не был отловлен и повешен.
К концу XVIII века жигулевская вольница стала слабеть, а после пугачевского бунта и вовсе обезлюдела. Остатки ее разбрелись частью на Яик, частью в Сибирь и на Терек. Но и в начале XIX века временами «шалили» небольшие отряды из Жигулей.
В 1797 году Екатерина II подписала указ о постройке на казанских верфях девяти быстроходных судов с артиллерией для патрулирования и истребления разбойничьих шаек. Но рецидивы разбоев отмечались еще до 50-х годов XIX века...
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО