Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
12 марта 2010
Зеленодольск спасает беженцев
Вечером 25 июня 1941 года на экстренном заседании работников горкома ВКП(б) и горисполкома решался один вопрос: как и куда разместить сотни эвакуированных, в основном стариков, женщин, детей.
Директива обкома ВКП(б) из Казани требовала решить этот вопрос без промедления и проволочек по условиям военного времени. Прибывающих, поток которых все увеличивался, требовалось обеспечить жильем, питанием, одеждой, обувью, простыми предметами домашнего обихода. Основная масса прибывающих не имела с собой ничего, кроме скромного набора предметов первой необходимости. Да и то они были не у всех.
Эвакуация у многих проходила в экстремальных условиях, прибывшие переживали не одну бомбежку, многие в неразберихе потеряли родных, нуждались в психологической реабилитации из-за глубокой депрессии. Среди прибывших были люди рабочих профессий. Военное производство всех предприятий города остро нуждалось в их рабочих руках. Им в первую очередь находили жилье, хотя бы кров над головой, ставили на довольствие.
Сложнее было трудовой интеллигенции, особенно людям творческих профессий, а их доля в общей массе эвакуированных была весьма высока. Жилищная проблема в Зеленодольске всегда была из разряда острейших: на каждого жителя города в среднем приходилось около 4 кв. метров. Власти города создали особую комиссию, которая взяла на учет все дома и квартиры и, невзирая на их заселение, стала производить уплотнения. Расчет был таков: к примеру, в трехкомнатную квартиру площадью 36 кв.м подселяли квартирантов по пять человек в комнату. Чаще всего селили семьями.
Среди беженцев было много детей с изломанными судьбами, потерявших родных и родителей, отставших от своих эшелонов.
Подавляющее большинство эвакуированных безропотно принимали те условия, в которые их определяли, понимали, что всем тяжело, терпели скученность, неудобства, не всегда радушный прием хозяев. Особо остро стояла проблема сирот, чьи родители погибли не только в бою, но и при эвакуации. Десятки зеленодольских семей брали малолеток на воспитание, усыновляли и удочеряли их. Так, семья Платоновых взяла на воспитание девочку Надю Лазареву, родители которой погибли в Старой Руссе при бомбежке с воздуха. Семья Климиных усыновила трехлетнего малыша, при аналогичных обстоятельствах потерявшего родителей. У Гриши Цилковского в дороге умерла мать, а отец был на фронте. Подростка взяла на воспитание учительница Егнус.
Случалось так, что потерявшиеся в эвакуации, канувшие, казалось, в небытие находили родных или близких. В самом начале войны в одном из домов бывшего Коммунального переулка разместилась семья Филякиных. В самый последний момент эвакуации из Ленинграда, когда семья грузилась на пароход, отходивший в рейс через Ладогу, в неразберихе пропал их 11-летний сын Саша. Ребенку пришлось вернуться в осажденный Ленинград, где он чудом выжил в блокаду. В конце февраля 1944 года Саша, страшно изможденный, появился в Зеленодольске, к неописуемой радости всей семьи.
Война распоряжалась судьбой человека по-своему: разрывала семьи, обрекала людей, часто беспомощных в силу возраста или болезни, на непредсказуемые лишения и горе. Зеленодольск принимал гонимых судьбой вплоть до 1943 года, часто отказывая себе в последнем. Помимо эвакуированных, городу пришлось принимать сотни раненых бойцов в эвакогоспиталях, лечить их, содержать, размещать.
Более чем полвека отделяет нас от того трагического времени. Большая часть эвакуированных, нашедших приют в Зеленодольске, вернулась в родные города и поселки. А некоторые остались и прижились, укоренились здесь, на Волге и, несмотря на годы, могут поведать о многом, что пришлось им пережить в то непростое время.
По статистике, со дня прибытия первого эшелона 25 июня по 20 ноября 1941 года город принял и приютил свыше 20 тысяч эвакуированных из 36 западных областей, подвергшихся оккупации: из многих областей Украины и Белоруссии, из-под Москвы и Ленинграда, Смоленска, а в 1942 году — из Сталинграда и прилегающих к нему местностей.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО