Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
6 сентября 2007
Зеленодольцы вносят лепту в историю Саян
Крепость с высоты птичьего полета
К нашему заезду площадь раскопок достигла уже полгектара. Ребятам удалось отыскать керамические сосуды, диски с загадочными узорами, куски росписи на стенах и маски драконов. Местные «драконы» — это такие существа со свиными пятачками, бивнями мамонта и двумя языками. Видимо, их лепили для устрашения врагов. Но лучшей находкой татарстанцев стала изящная мужская серьга, сделанная из чистого серебра и датированная восьмым веком. За находку руководители раскопа получили почет и уважение коллег, а ребята банку сгущенки. Кстати, без лишней скромности — один из раскопов, на котором работали наши студенты, прозвали гвардейским. Татарстанцы перевыполнили план работы в два раза! Вот ведь как хотелось поскорее успеть в душ.
Оказалось, что мы совсем не первые исследователи древней крепости. Еще в 1891 году на руинах побывал русский ученый Дмитрий Клеменц. Будучи участником экспедиции в Среднюю Монголию, он осмотрел разрушенную крепость и составил ее план. Исследователь отметил некоторое сходство Пор-Бажына с развалинами городища Кара-Балгасун на реке Орхон в Монголии и высказал предположение, что строителями крепости на юго-востоке Тувы был народ, родственный строителям древнего Каракорума. Последний, как известно, был основан Чингисханом и являлся столицей гигантской монгольской империи. Бытует версия, что именно тут, на этом острове, и нашел последнее пристанище великий воитель, поиски могилы которого ведутся по всей Центральной Азии...
Следующим на руинах Пор-Бажына побывал российский этнолог Севьян Вайнштейн. «Впервые я оказался там в 1952 году. Спустя пять лет наша экспедиция приступила к раскопкам, которые продолжались вплоть до 1963 года, — рассказал нам ученый. — По моим предположениям, крепость была построена уйгурским каганом Баян-чором. В ходе экспедиции мы находили черепицу, орнаментальные фрески, выполненные красками красных и оранжевых оттенков, оружие, сосуды, фигурки из глины. Были найдены фрагменты керамики, которые можно соотнести с уйгурами, и клад из 101 железной кузнечной заготовки, на которые было нанесено клеймо. Натолкнулись мы и на следы пожарища, из чего родилось предположение, что крепость сгорела, может быть, в результате военного нападения».
Вот так, по крохам собирается портрет древней крепости. Наиболее правдоподобной выглядит гипотеза по поводу уйгурского городища. Дело в том, что уйгуры — представители одного из древнейших тюркоязычных племен — с начала VII века кочевали в Северной Монголии, где и создали свое государство, которое было одним из сильнейших в Центральной Азии. В начале IX века главными врагами каганата стали енисейские кыргызы. Долгое время война между этими племенами шла за Туву, где уйгуры создали передовую линию укреплений. Однако уйгурский каганат пал под ударами кочевников в середине IX века.
Вполне логично, что Пор-Бажын был если не столицей каганата, то одной из его самых мощных крепостей, сожженных древними завоевателями. Кстати говоря, сегодня в этом районе проживают люди, говорящие на монгольском языке и называющие себя кыргызами. Вообще же в Туве проживает несколько народностей и используется множество диалектов, так что даже сами тувинцы не всегда понимают друг друга.
Местные жители столь же серьезны, сколь и наивны. Особенно когда рассказывают местные легенды — здесь свято верят в духов и чтят традиции предков. Уровень жизни оставляет желать лучшего. Если в Кызыле еще просматривается некий налет цивилизации в виде многоэтажных домов и буддийского храма, то в отдаленных поселках нет даже сотовой связи. Были случаи, когда местные жители обращались за медицинской помощью к доктору лагеря. Своего, видимо, просто не нашлось. Зарплата в шесть тысяч считается здесь хорошей, а цены даже на продукты первой необходимости выше, чем у нас. Культура республики богата национальным колоритом: нам удалось послушать знаменитое горловое пение тувинцев, отведать копченой щуки, посмотреть народные танцы. Однако средств на ее поддержание на должном уровне, как водится не хватает. И это при том, что Тува – один из дотационных регионов России. Сравнивать его бюджет с Татарстаном даже совестно. Однако оптимизма местные жители не теряют. На раскопе мы работали бок о бок с тувинскими студентами – веселые, интересные ребята. А глаза узкие потому, что часто улыбаются.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО