Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
16 декабря 2009
Мистическая премьера в Камаловском театре

Действительно, рассказ о Камяр Казанской — трагедия о юной жизни и красоте, растраченной в борьбе за свободу — очень смелый выбор для национальной сцены. Именно поэтому мистическая, бескомпромиссная «Кукольная свадьба» стала своеобразным знаком перемен в татарском театре.
Первые минуты спектакля не предвещают особенных треволнений. Полумрак пустой комнаты, зеркальные дверцы дорогих шкафов вдоль стен, шум разговоров в соседней комнате... Это дом знаменитого казанского купца Салим бая. Его приказчик Вафа (Радик Бариев) доставил баю два больших деревянных ящика — но их содержимое пока остается тайной. Неспешно беседует Салим бай (Азгар Шакиров) с купцом «средней руки» Гайни баем (Айдар Хафизов). Но говорит он страшные вещи: Салим ставит перед Гайни баем такие жестокие условия, что последнему просто рукой подать до банкротства... Вот таким и должен быть купец, и вообще «делец», бизнесмен: «гнуть свою линию» с улыбкой на лице и сладким голосом...
Наконец, приходит время узнать, что в этих деревянных ящиках. Приказчик Вафа открывает их, и мы видим... кукол. В этот момент, кажется, весь зал замирает в одной эмоции — то ли это удивление, то ли страх. Куклы, парень и девушка, будто чучела людей: и рост совсем не игрушечный, и одеты они в настоящие наряды жениха и невесты. Только лицо и руки неживые. Неживые и застывшие — и это вызывает жуткие ощущения...
Но зачем купцу куклы? Оказывается, в другой комнате ждут гости и хазрят — сегодня день свадьбы, а куклы станут на ней «женихом» и «невестой»... Это странная забава богатых татарских купцов: когда денег становилось «слишком много», когда баи уже не знали, чем себя занять, они устраивали пышные «кукольные свадьбы». Странная забава — и опасная. Можно «заиграться» и уже не отличить: где кукла, а где — живой человек.
Вот Салим, довольный затеянной игрой, садится напротив «жениха» и «невесты» с улыбкой и предвкушением своей победы. Звучит «игрушечная», мистическая мелодия — куклы оживают. Со стеклянными глазами, взглядом «вникуда» и застывшим лицом, отражаясь в кривых зеркалах, ломаными движениями идут они к своему хозяину Салим баю... Мурашки по коже!
То, что происходит с героями «Кукольной свадьбы» — это не «бытовой реализм», не жизнь «в предлагаемых обстоятельствах». Это художественная интерпретация, именно «театрализация», но — реальных событий, живых людей, настоящих чувств. Будто в самом деле когда-то случилась эта трагическая история, которая из-за накала страстей «отпечаталась» во времени и сейчас, через много лет, проявилась в особом театральном виде.
Наиболее эмоционально яркий образ этой истории, бесспорно, — главная героиня Камяр Казанская в исполнении Нафисы Хайруллиной. Это оправданно, ведь на ее детские плечи выпадает львиная доля испытаний. Камяр попала в жестокую игру Салим бая, но не сломалась, решила бороться и сбежала из Казани в Оренбург, что по тем временам было очень смелым, из ряда вон выходящим поступком для татарской девушки. К сожалению, Оренбург не стал для нее спасением. Здесь она попадает в руки еще одного «кукловода» — Наташи, содержательницы притонов...
Этот поворот сюжета стал настоящим откровением для Камаловского театра. Впервые на его сцене звучит рассказ о проститутке-татарке — Наташа, конечно, сделает Камяр «главной дивой своего лучшего заведения»... И в этом рассказе Бикчантаев не идет на компромиссы. Хозяйка притонов просит казанскую девочку раздеться, чтобы оценить ее фигуру — и Камяр, в пьяном чаду, дрожа и стесняясь, раздевается. Это не «раздевание ради раздевания», сцена подчинена замыслу: она логична и по сюжету, и по символике.
Ведь обнаженная Камяр — метафора беззащитности героини, переломный момент прощания с «прежней Камяр»... И не следовало бы даже акцентировать внимания на этой сцене. Однако само обращение к такой теме и бескомпромиссное ее воплощение — бесспорно смелый поступок для главного режиссера национального театра. Поступок, который в жизни театральной Казани вполне может стать точкой отсчета для «нового татарского театра» — конечно, если смелый посыл будет поддержан и в будущих работах.
Финал спектакля — еще одно наглядное проявление сочетания «быта» и мистики. Булат Ибрагимов сделал для «Кукольной свадьбы» небеса, которые «нависают» над героями в течение всего действия и постепенно становятся ближе к «земле». В последней сцене они оказываются полностью на «земле» и то ли изображают сугробы и волны, то ли так и остаются небесами...
В финале Камяр делает еще один решительный шаг, еще один смелый выбор — возможно, последний. Она хочет сбежать из Оренбурга, на самодельном плоту уплыть по Уралу в теплые края, к одной «святой бабушке»... В такой истории не может быть хэппи-энда — это было бы неправдой, в это невозможно поверить... Среди ватных волн — на небесах? — плывет Камяр и ее прошлая жизнь: мебель из родного дома, дубовые шкафы Салим бая, «витрины» оренбургского притона... «Салга башымны салып», «положив голову на плот», Камяр уплывает — и будь что будет...
Человек — хозяин своей судьбы или кукла в руках рока? Можно ли обрести богатство, оставаясь при этом честным и нравственным человеком? Камяр Казанская канула в реку небытия или все-таки попала в те самые «теплые края»?.. Спектакль не дал ответов. Он сделал больше: поставил вопросы.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО