Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
8 декабря 2009
Как я был «гаишником»
«Что же вы — правила дорожного движения знаем?... А почему дорогу перешли не по правилам?.. Ведь рядом был переход!»
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бомжи. Подростки. Алкаши» — так назывался тот материал. За смену патруль отправил «на отдых» к медикам бомжа, устроившегося отдыхать на асфальте близ аптеки на ул. Татарстана, и задержал троицу подростков, стащивших муляж сигаретных пачек на рынке. Домой я тогда пришел в первом часу ночи: дежурство ППС было с вечера. Ничего особенного не случилось (и слава Богу).
Поэтому, подходя к управлению ГИБДД на ул. Ленина, 70 в 7.20 утра, я тоже ничего особенного не ждал. Чем занимаются гаишники? Тормозят машины... проверяют документы... выписывают штрафы... и — «Счастливого пути, товарищ водитель, будьте внимательны, не нарушайте!» А водитель, пряча документы в карман, про себя — «Ну, наконец-то отвязался...»
Я опоздал. Оказывается, развод постов был на полчаса раньше. Жаль. Но что ж делать! А смена продолжается до пяти вечера. Это — официально, если не случится какого-нибудь плана «Перехват» или еще какого-нибудь «аврала».
605-й экипаж, похоже, ждал только меня — тем временем выполняя свою обычную работу. Садимся в патрульный «Фиат» — и поехали. По плану с утра — выезд по старому ДТП (розыск владельца), а затем — на пост. Водители традиционно не любят ГИБДД. Но когда дело касается ДТП, без сотрудников дорожно-патрульной службы не обойтись.
...В середине октября «зацепились» две машины на улице Октябрьская. Один водитель остановился, вызвал ГИБДД — а другой не стал «заморачиваться», уехав с места ДТП. Но номер и марку машины, правым крылом зацепившей его «ласточку», потерпевший успел записать. И дело пошло. Только найти виновника ДТП оказалось непросто.
Машина вроде бы числится в Айше, но обнаружилась в Зеленодольске — тесть доверил зятю машину, а документы оформлять не стали. Чтобы ездить, хватит и доверенности... Но в результате разыскивать машину пришлось долго. И вот наконец итог — установлена личность водителя, есть адрес... Поехали.
Заснеженный двор, машина под слоем снега. Парень, поднятый буквально с постели, в одних тапках спускается вниз. Пока его ждали, инспектор Раис Нурутдинов описывает повреждения машины. Автомобиль явно с большой «историей» — нет бампера, старые вмятины, ржавчина, но вот на правом крыле — свежие следы.
— Вот, смотрите — свежие царапины, вам хорошо видно? — спрашивает Раис понятых. Те кивают, покуривая. Тоже торопятся — приехали во двор, а тут ДПС со своими вопросами... Но что делать? Показывают документы, расписываются — и свободны.
Возвращаюсь к машине — водитель как раз пишет объяснение.
— Не знаю ничего, про ДТП узнал от вас только что, машина во дворе стоит уже давно — это и соседи подтвердят, — говорит он. — Что писать-то надо?
— Так и пишите, что считаете нужным, — объясняет Альберт Хусаинов, инспектор с 17-летним стажем. — Только номер вашей машины указан в материалах о ДТП. И потом, откуда царапины, вмятины на правом крыле?
— Откуда я знаю... Не было ничего... Да и машина уже битая не раз, вмятины старые, крышу уж меняли, бампера нет! — водитель потихоньку «заводится», это видно. Но остается вроде спокойным.
Инспекторы тем временем заполняют бумаги — Раис Нурутдинов требует представить документы на машину, и тут парень вдруг отказывается: «Я сейчас не водитель, я отдыхающий...» Сотрудники пожимают плечами. Я сижу, слушаю, наблюдаю... И тут третий инспектор, Николай Гулин, садится на заднее сиденье. Машина трогается с места.
— Вы меня что, увозите, что ли?
— Да, поедем в УВД — разбираться...
В УВД документы на машину вдруг находятся — водитель достает их из кармана.
— Почему раньше не предъявил?
— Думал, имею право... Извините. Покурить хоть можно? Здесь прямо, в форточку... Или на улице, я ж не сбегу... — Водитель нервничает, но курить в форточку нельзя.
Инспекторы снова что-то пишут, пишут, пишут... И тут вдруг выясняется, что останется водитель в УВД — его «закрывают». В течение суток дежурный судья вынесет решение: либо задержание до 15 суток, либо лишение прав до полутора лет. Таковы санкции статьи административного кодекса за оставление места ДТП!
— Блин... Я из-за вас работу потеряю, вы понимаете? Не знаю я ничего про ДТП...
Но... Номер машины есть в деле, ездит на ней, согласно документам, только один человек. А функция инспектора в данном случае — задержать нарушителя, что и делается буквально у меня на глазах. Парень нервничает, начинает материться — инспекторы объясняют, что это уже уголовная статья, мелкое хулиганство. А стоит ли увеличивать неприятности? Будет, мол, суд, судье все объяснить можно, доказать — не дело инспектора решать судьбу человека... Как говорится, ничего личного: люди в форме, при исполнении, имеют право действовать по закону.
— Я на вас в суд подам...
— Имеете право...
Водителя уводят. А мы спускаемся к машине. По дороге спрашиваю, почему человек мог уехать с места аварии и почему его задержали?
— Может быть, был пьян, — объясняет мне Николай Гулин, третий инспектор экипажа №605. — Остановился бы тогда — это уже лишение прав как минимум на полтора года. А сейчас — либо арест до 15 суток, либо лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет. Все вроде бы меньше...
А может быть, за рулем тогда и в самом деле был не он? Но это как раз и будет решать суд...
Едем дальше — встаем у Парка Победы. Первый же штраф выписывается таксисту — стоянка ближе 15 метров от остановки общественного транспорта. Собственно, стоял он почти на остановке. Сто рублей...
Инспектор время от времени останавливает машины, «постреливая» радаром вдоль улицы Ленина. Тонированные стекла не позволяют разглядеть, накинут ли ремень — взмах жезла, здравствуйте, ваши документы... счастливого пути (ремень накинут). Скорость тут превысить сложно — машины идут потоком, грязь, слякоть... Но вот инспектор останавливает грузовую «ГАЗель» — водитель забыл накинуть ремень, хотя пассажир был пристегнут. Выписывается штраф. А другого, я смотрю, отпускают — за рулем был явно пожилой водитель.
— Надо же! 75 лет, и за рулем... Пусть уж едет... Забыл, говорит. Ну, бывает, конечно... ладно...
Тем временем другой инспектор останавливает пешеходов — то на красный свет идут люди, то в неположенном месте дорогу переходят...
— Я из Протопоповки, давайте быстрее уж пишите... или давайте я вам заплачу — на месте можно, нет?.. Сколько?.. Только побыстрее, пожалуйста, давайте, товарищ, я на поезд опаздываю!
— Паспорт есть у вас?
— Нет паспорта...
— Будем проверять...
Пока идет общение по рации, нарушитель, прошедший на красный свет, то и дело смотрит на часы.
— Извините, а документы мне покажите, пожалуйста...
Инспектор предъявляет удостоверение. Время идет... Наконец по рации передают паспортные данные — заполняется протокол. Пешеход нервничает, требует документы и у меня — на каком основании тут крутится посторонний? Но, с другой стороны, почему бы мне тут не «крутиться» — закон не запрещает, работу сотрудника ГИБДД можно писать хоть на видеокамеру. Возразить против записи им нечего!
Делаю вывод — не надо нервничать, и торопиться бесполезно. Раз уж остановили — значит, что-то нарушил или помощь требуется: первого встречного сотрудники милиции обычно не хватают. И документы надо все-таки носить с собой — проще будет все. Могут ведь и доставить часа на три для выяснения личности — опять же по закону!
Отходим от машины вместе с Николаем.
— Вон, смотрите — парень с ребенком, видите? — И действительно, человек, держа за руку ребенка, переходит дорогу на красный. — Сейчас его остановим, будет отнекиваться...
Останавливает.
Но папа оказался сознательным — да, перешел, но машин-то вроде не было!
— Вы же с ребенком идете, подождите, это же недолго! — урезонивает его Николай.
— Извините, задумался, бывает...
— Вы уж поаккуратнее...
Мужчина уходит. А мы собираемся — остановка освободилась, таксисты, видя патрульную машину, паркуются по правилам. Едем на К. Маркса...
Тут снова — переход не по «зебре». Но добавляется нарушение скорости: висит знак «40». Не сказать, что нарушают все, но время от времени инспектор, видя, что машина «летит», вскидывает радар. «Пи-и-и-и-и!» — скорость и время фиксируются, после чего машину останавливают — «здравствуйте, ваши документы, почему нарушаем — на радаре 54, смотрите? — Задумался вот...»
Все задумываются... То бабушка, переходя дорогу. То девушка, спешащая куда-то. Пешеходы бегут, и вовсе порой не задумываясь. А ведь и на пешеходном переходе надо учитывать, что ни одна машина не остановится мгновенно. Особенно в гололед. И стоит ли, пользуясь своим преимуществом, выскакивать перед бампером? Это просто опасно. Чего стоит немного подождать, убедиться в безопасности перехода — и перейти?
Поспешив, можно опоздать навечно!
Да и водителям — товарищи, ну вы же на машине... Машина быстрая, успеете! Водитель ответственен за каждую жизнь на дороге — давайте будем помнить об этом...
Честно признаюсь, всю смену дежурить не стал — после обеда «на работу» не вышел, «переваривая» впечатления. Согрелся я только к вечеру — вроде и не холодно было, а все-таки промерз. Как-то, знаете ли, с непривычки сложно мне показалось на «гаишной» работе, хоть я и не работал «гаишником», а только наблюдал.
2 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
2 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
ЕЩЁ СТАТЬИ НА ТЕМУ:
ГИБДД