Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
8 августа 2007
Шаман разгоняет беду

Документальный фильм о необычных людях сняла наша землячка
О Светлане Серовой, режиссере-документалисте, о ее победах на различных всероссийских и республиканских кинофестивалях наша газета не раз писала. Минувший год был для Светланы очень насыщенным — снято несколько новых документальных фильмов, один из которых назывался «Вечный огонь» – светлый, чистый рассказ о том, как в нашей стране и в отдельно взятом небольшом городе Зеленодольске передают из поколения в поколение память о солдатах Великой Отечественной войны. Его демонстрировали 9 Мая на зарубежных телеканалах.
А буквально на прошлой неделе Светлана со съемочной группой вернулась из Хакасии, где снимала фильм об этнографии этого далекого уголка нашей необъятной родины, о его основной религии — язычестве и о шаманах.
— Как ты вышла на эту необычную тему?
— С моей стороны это была абсолютная авантюра. В основу сценария, который я написала еще в сентябре 2006 года, легли очень меня заинтересовавшие рассказ этнографа Александра Ивановича Котожекова и газетная статья о возрождении традиций шаманства в Хакасии. Когда сценарий утвердили, я с ужасом подумала, как же буду добираться в такую даль, где ни знакомых, ни родных. Но глаза боятся – руки делают.
Наша съемочная группа состояла из оператора – мусульманина Фарита Галиева, директора – администратора Олега Сурова, закоренелого атеиста, и собственно меня, как написали составители книги о членах Союза кинематографистов, «автора и режиссера православного кино». Хорошая компания для увлеченной съемки о шаманстве!..
Группа вылетела на самолете из Москвы и приземлилась в тот же самый час в Абакане: что говорит о разнице во времени со столицей Хакасии в 4 часа.
— Какое впечатление произвела Хакасия, ведь это красивейший край?
— Абакан сразу обаял нас тишиной, спокойствием, заросшими зеленью улицами и звучавшими отовсюду песнями 80-х годов. Все это напоминало родной Зеленодольск из далекого детства.
Разноцветные цветущие долины, очертания древних гор, священные камни – все это погружало нас в торжественное состояние любования природой… До приезда в Хакасию я знала лишь одну ее достопримечательность — Салбыкский курган — «Долину царей». Там находится разлом земной коры. Ученые доказали – излучение в этом месте в четыре раза больше нормы. И даже один час пребывания здесь (разумеется, с хорошими помыслами и желаниями) дает огромный заряд бодрости. Говорят, хватает на месяц безудержного труда.
Наверно, так и случилось, потому что с первого дня приезда наша съемочная группа ежедневно «десантировалась» на задание в 4 утра и приезжала затемно. Дороги были дальними, а в поисках точки съемки приходилось прыгать со штативом и камерой по сопкам, по каменным скалам, продираться сквозь настоящие джунгли…
Как оказалось, шаманизм здесь — не только древняя традиция, а еще и реальность сегодняшнего дня хакасов, средство излечения от всех недугов. Современная медицина лечит последствия болезней. А «этнопсихологи» (так называют сейчас шаманов в научной среде, некоторые из них работают сотрудниками в НИИ) — причину болезни, снимают порчу, «чистят» тебя на всех уровнях – физическом, энергетическом, астральном, ментальном.
— Знаешь, у меня подобные лекари всегда вызывали скепсис…
— И мы поначалу отнеслись к ним с предубеждением. Но когда после первого же посещения шаманки у оператора «прошла» спина, болевшая долгие годы (ничего из таблеток и массажей не помогало), мы как-то задумались.
— Объясни подробнее, кто же такой шаман?
— Ответу на этот вопрос посвящены десятки работ известных этнографов. Однако, несмотря на значительную степень изученности шаманства, исследователи так и не внесли ясности в определение этого древнего явления.
Обычно шамана видели как совершителя домашнего, общественного и родового моления, обращенного к духам. Есть ведущие свое происхождение от шаманов-предков; шаманы, произошедшие от духов земли и воды; от неба. В зависимости от принадлежности к той или иной категории определялось его место в шаманской иерархии и приписывались различные возможности воздействия на людей, обращавшихся за помощью. Шаманом может стать как мужчина, так и женщина. Так, родоначальницей тувинских шаманов была именно женщина, убитая, по легенде, стрелой хана. «Ее застрелили, но она родила сына со знаком стрелы на лбу. Это и был родоначальник всех шаманов...»
Уже доказано, что интуиция, как тонкая подсознательная способность знать и предугадывать человеческую судьбу, чувствовать природу и быть ее частью, была очень развита у наших предков. Они знали, где текут подземные воды и где строить города.
Не случайно сегодня стали активно появляться книги, газетные публикации, которые заставляют задумываться о важности нематериального. А фильмы?! Вспомни нашумевший в начале года фильм «Остров» Ивана Лунгина или «Странник» Петра Карандашева, где герои, сами того не ведая, пройдя через жизненные скорби, исцеляли безнадежно больных, предугадывали человеческие судьбы.
— Каким же оказался первый шаман, с которым ты познакомилась?
— «Светлый и белый» Леонид Горбатов из небольшой деревушки произвел на нас самое трепетное впечатление. С детства было известно о его незаурядных способностях – он знал, кого спросят на уроке, мог залечить ушиб или предсказать непогоду, его даже называли «мальчик видящий». Сегодня этот 30-летний современный мужчина организовал музей-юрту, где и нам показал обряд очищения. Облачившись в традиционные хакасские одежды, он разрешил съемку, сказав, что чувствует — фильм будет хороший.
Под ритм бубна дымил чабрец. Лучи солнца, падающие сквозь круглое отверстие в крыше, высвечивали его изменившееся в момент «камлания» лицо… Я снимала на камеру, подчиняясь не рассудку, а каким-то внутренним ритмам…
Мы спросили Леонида, как люди доверяют себя тем, кто не имеет медицинского образования? «Если бы хоть один случай был плохим, не стояла каждое утро очередь. «Шаманствующих» много в больших городах. Деревенские жители очень проницательны, и даже когда я уезжаю, не доверяются ни медикам, ни другим целителям», — таков был ответ.
Мы сняли на пленку изваяние «Улуг Хуртуях Тас» — это большая каменная старуха, излечивающая от бесплодия. Огромный поток паломников тянется к ней годами. Приезжают даже из-за границы, приносят дары.
— Не страшно было отправляться в столь дикие места?
— Признаюсь, застращали нас перед поездкой в Туву страшно, мол, за Саянским хребтом практически не было советской власти, а сейчас местные вытесняют «русскоязычное население», к туристам же относятся как к добыче. Но, снимая фильм про шаманов, нельзя не посетить Кызыл – столицу Тувы и шаманства. И мы поехали…
Перевалив на машине через Саянский хребет, я мысленно обращалась и к духам гор, рек и неба, и к святому духу, лишь бы поездка оказалась благополучной. А мужчины отказывались возвращаться даже на метр назад по дороге, поминая, что это плохая примета.
На первом же священном месте, въезжая в Туву, наш консультант, кандидат исторических наук Юлия Кустова провела обряд сек-сек, который положено делать перед началом любого дела.
Тем не менее, в первый же день у нас «случайно» сломали студийную камеру. Оказывается, у них такая традиция– у незнакомца надо что-то украсть, а если не получается – то хотя бы испортить или сломать. Проткнуть шины, например, у авто или ударом руки на ходу свернуть микрофон с видоискателем на большой телевизионной «Соньке». Я в страшном волнении позвонила Леониду Гобатову, жалуясь на неудачу. «Ничего. Волнение бывает перед чем-то хорошим. А камера — это мелкая жертва для такого места. Хорошо, что вы все живы и здоровы», — «утешил» меня шаман. И не стоит, мол, на это даже обижаться. Ну да ладно, залепили камеру скотчем. К счастью, заработала...
— Какой момент на съемках ты бы назвала поворотным, решающим?
— Наверное, день встречи с Кени Лопсаном. Почитают и ждут его благословения не только шаманы и йоги, но и представители науки и культуры. Во время нашей встречи 85-летний ученый, доктор исторических наук, вспомнил своих учителей и друзей из Казанского университета, спрашивал о праздновании тысячелетия Казани. Затронули мы и тему формального отношения в нашей стране к традициям и культурному наследию. Ясность его ума и энциклопедические знания потрясали! В свое время он объехал всю республику, собирая сведения о шаманах и их предках, беспокоясь о сохранении традиций Тувы.
Кени Лопсан позволил мне самой выбрать наряд для съемки из его большого гардероба торжественных одежд. Мы одели его в лазурный парчовый халат и черную с золотым шитьем шапку и вышли во двор музея, который был полон древними изваяниями и камнями... Съемка шла как по маслу.
В завершение встречи Кени позвонил женщинам, работающим в центре шаманизма «Дингур», чтобы они показали нам обряд на живописной горе над Енисеем.
…Переодевшись в костюмы, женщины преобразились, их лица приобрели такую «киношную» фактуру, что мы с оператором тут же принялись за съемку. На обрыве горы горел костер, щедро поливаемый маслом и молоком, шаманки пели голосами птиц и зверей, впадая в транс и разговаривая с духами. В завершение старшая шаманка неслабо хлестнула нас плетками по спинам, но все это уже воспринималось как благо...
Возвращались мы ночью в полном тумане. Абакан после таких напряженных переездов показался нам курортом. А шурпа, которую приготовил по-грузински наш директор фильма, привела в полный восторг!
— Хочется посмотреть уже готовый смонтированный фильм (надеемся, журналисты «Зеленодолки» будут одними из первых). Светлана, сейчас, спустя некоторое время после возвращения со съемок, какую идею ты хочешь сделать главной в своем документальном фильме?
— Осмысливая увиденное, понимаешь, что далеко не все, связанное с прошлым, старо и незначительно, что цивилизация принесла не только благо, но и негативные результаты, в частности, оторванность от природы, от корней, от сохранения традиций. Хочется, чтобы зритель с интересом вгляделся в людей, которые живут совсем иной жизнью, чтобы фильм заставил задуматься о своем месте во времени и пространстве. Надеюсь, у нас это получится, потому что и от работы мы получили огромное удовольствие, и невероятный заряд энергии от произошедших в Хакасии встреч.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО