Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
6 ноября 2009
Однажды в Германии...
Руководство гитлеровской Германии не возражало против взаимовыгодной торговли. Немцы остро нуждались в дефицитном стратегическом сырье из СССР, в обмен на которое готовы были предложить широкий выбор технологического оборудования. Используя эту возможность, в Берлин в самом начале 1940 года выехала делегация технических специалистов ведущих отраслей оборонной промышленности СССР во главе с наркомтяжмашем И.Т. Тевосяном.
Переговоры прошли успешно — был заключен ряд торговых соглашений. В течение всего 1940 года еще несколько делегаций из СССР посетили Германию с подобными целями. Поздней осенью того же 1940 года в Германии побывали несколько инженеров и технологов зеленодольского завода им.Серго.
Рассказ об этом событии передаю так, как слышал его из уст старейшего работника завода им.Серго Вениамина Викторовича Геркена.
«В конце 1940 года группа ответственных работников нашего завода выехала в Германию для ознакомления с германской промышленностью, закупки станков и оборудования. Ввиду строжайшего режима секретности наши сотрудники официально представляли предприятие по выпуску сельхозтехники. Из справочников и книг мы знали примерный уровень развития немецких производств. Немцы не ограничивали возможности закупок любого оборудования всех видов производств, включая образцы и даже мелкие серии разных вооружений.
Работников нашего завода интересовали в Германии новейшие по тем временам прессы-полуавтоматы, роторные линии, контрольно-измерительная аппаратура в области металлографии и… многое другое.
В Германии немцы устроили нам экскурсию по многим предприятия тяжелой промышленности, были подчеркнуто любезны, не отказывали в консультациях, встречах с хозяевами производств, технологами, оказывали всяческое гостеприимство. Удалось побывать даже в немецкой «кузнице войны» — на заводах фирмы «Крупп фон Боолен» в г. Эссене. Увиденное — ошеломляло, в ряде случаев превосходя все наши ожидания...
Подошло время заключения сделки. Мы скомпоновали список необходимого оборудования, после чего нашу делегацию пригласили в торговое представительство для согласования деталей договора. Ответственное лицо с германской стороны препроводило нас в зал. Чиновник великолепно изъяснялся по-русски. Любезно усадив нас в кресло, он сказал:
— Список оборудования, представленный вами, нас несколько удивил. Вы утверждаете, что ваше предприятие выпускает исключительно сельхозмашины, однако большая часть оборудования из вашего списка, так сказать, двойного назначения и может вполне комплектовать современное оборонное предприятие...
— Все так — парировали мы, — любой станок можно всегда приспособить к нуждам обороны...
— Но позвольте, — возразил немец. — Вот шесть наименований из вашего списка (тут он вынул из своей записной книжки маленький листок), пригодных исключительно для выпуска оборонной продукции. Надеюсь, они попали в перечень не случайно?..
Знаете... Давайте не будем играть в прятки. Ваш министр Молотов на недавней встрече с фюрером сказал: СССР и Германия больше не враги. Откровенность за откровенность!
С этими словами немец нажал на кнопку маленькой указки. На стене разъехались шторки, скрывавшие небольшой экран.
— Итак, — продолжил немец, — вы работники оборонного предприятия боеприпасов завода №184 г. Зеленодольска…
По рассказам участника той делегации, в ту минуту пол закачался у них под ногами, а спины вмиг стали мокрыми: на экране мы увидели подробный план нашего завода с указанием номеров цехов и видами продукции.
Тишину прервал голос куратора нашей делегации.
— Безобразие! Это провокация! Требуем сейчас же все прекратить!
Но тут в зал внесли небольшой стенд, на котором мы увидели отдельные образцы нашей оборонной продукции... Куратор, между тем, неистовствовал:
— Немедленно прекратите! Мы отказываемся от переговоров! Откуда у Вас эти образцы?
— С вашей заводской свалки! — ответил немец.
Тут мы действительно увидели на экране фото нашей заводской свалки с панорамой завода вдали. Шокированные увиденным, мы молча раздумывали: что же теперь делать...
— Вы напрасно волнуетесь, — успокаивал нашу делегацию немец. — Наше военное ведомство не возражает ни в чем по заказанному вами списку. Да и чего вам боятся — теперь мы же с вами друзья, почти союзники, — лукаво улыбался он.
Договор действительно был заключен, хотя мы так ничего и не получили по нему. Ибо через полгода началась война.
С тяжелым чувством возвращались мы домой. Куратор решил, что каждый из нас независимо друг от друга проинформирует I отдел предприятия о случившемся. Никто не сомневался, что скоро нас всех арестуют и дни наши, скорее всего, уже сочтены. Как такое могло случиться? Какое головотяпство! А что же наши доблестные органы, наркомвнудельцы? Враги под носом у них крадут архиважнейшие секреты производства!
Эти и многие другие вопросы терзали нас долгие годы. Странно: нас никто не тронул, ни о чем не спрашивал, никуда не вызывал. Но страх довлел над нами всю войну, до самой смерти Сталина, и даже позже. И только долгие годы спустя отдельные, тогда еще живые участники той поездки возвращались памятью в те страшные для них дни».
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО