Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
18 июля 2007
Фрегаты, теплоходы и катера

События не рядовые: фрегат «Гепард-3.9» – первый экспортный военный заказ за всю постперестроечную историю завода. Четыре «А 45-1» – событие для специалистов не меньшее, ведь впервые в постсоветской России пассажирские суда идут в серии.
На вопросы нашего корреспондента отвечает Сергей Ильин, генеральный директор ОАО «Завод имени А.М. Горького».
— «Завод имени Горького умирает, как кораблестроительное предприятие», – так часто говорили в середине 90-х. Мол, даже в названии завода нет слова «судостроительный». Прогнозы оказались ошибочными?
— Да, наш завод – единственное предприятие в Российской Федерации, которое в этот тяжелый период поставляло военно-морскому флоту корабли. Мы сумели сохранить производственный потенциал. Напомню, в 2003 год ВМФ сдан сторожевой корабль «Татарстан». Сейчас на стапелях завода строится его продолжение – более современный ракетный корабль «Дагестан». В 1999 году построен «Самум», уникальный ракетный корабль на воздушной подушке. В 2006 году мы передали флоту судно измерения физических полей «Виктор Субботин».
— Сергей Валерьевич, закладка фрегата для ВМС Вьетнама – насколько значимо это событие для заводчан?
— Вспомните, прежде завод производил три военных корабля в год. Новые заказы, строительство кораблей для ВМФ России и на экспорт помогут нам сохранить преемственность поколений. Ведь практически на всех предприятиях России образовался 15-летний перерыв в военном кораблестроении, а судостроительный завод – это сложнейший организм. Новые заказы позволят передать опыт от специалистов, которым сегодня 55-60 лет, молодым ребятам, которым по 20-25 лет. Любой военный корабль – это применение высоких технологий, наукоемкое производство. Поставки идут со всей России, и даже из Николаева (Украина).
Прежде наши корабли поставлялись в Югославию, ГДР, Алжир, Вьетнам, Кубу. Так что закладка фрегата «Гепард-3.9» – для нас историческая веха, ведь возобновляется работа по военно-техническому сотрудничеству.
— У ваших конкурентов, питерских предприятий, большие лоббистские возможности. Так, руководство флота «проговорилось», что намерено построить 20 корветов проекта 20382 («Стерегущий», экспортное название «Тигр»). Даже то, что «Стерегущий» стоял у причала на военно-морском салоне, сделало его презентацию событием №1. В этих условиях провинциальным заводам приходится использовать демпинг. Как вы собираетесь конкурировать?
— Действительно, у питерских предприятий очень большие лоббистские возможности. Например, стапеля, на которых строили тот же «Стерегущий», отделяют от «Лен-ЭКСПО» (там проходил военно-морской салон) несколько сот метров. Нам приходится сложнее, но демпинговать не собираемся. Я уверен, что при решении этих вопросов во главе будут интересы России, а не интересы лоббистов. Не забывайте, что у нашей республики, как у динамично развивающегося региона, огромный потенциал, не меньший, чем у Санкт-Петербурга, а может даже и больший. Кстати, Президент РТ Минтимер Шаймиев постоянно помогает заводу, принимает участие в решении острых вопросов.
Да, в Питере – центр российского судостроения, однако руководство страны прекрасно понимает, что наш завод не случайно построен в самом центре России. Он способен выпускать продукцию строить и ремонтировать корабли в особый период.
— Несколько слов о программе гражданского судостроения.
— Строим и гражданские суда. Как вы уже знаете, нам предстоит построить первые четыре современных скоростных теплохода проекта «А 45-1» для красноярских заказчиков. Первый «А 45» был построен для Ленского объединенного речного пароходства и заслужил неплохие отзывы. В 2004 году мы сдали танкер смешанного плавания «Kazan», а в 2006 – универсальное сухогрузное судно «Русич». Техническая база предприятия позволяет строить корабли и суда водоизмещением до 12 тысяч тонн. Завод обладает уникальными крытыми стапелями с незамерзающей док-камерой, которая позволяет проводить швартовые испытания судов в зимнее время. У нас развиты все виды производств, обеспечивающие судостроительное направление.
— Все судостроительные предприятия России испытывают серьезные кадровые проблемы. Зеленодольские достройщики работают где-нибудь в Навашино, а навашинские также уезжают из дома за длинным рублем.
Как сейчас на заводе решают кадровые проблемы?
— Смотрите сами, у нас было 900 производственных рабочих, сейчас их уже около 1800. По бизнес-плану нам необходимо набрать за два-три года еще около 300 специалистов. Нужны в первую очередь сборщики-достройщики. Это особая профессия, поэтому принято «Положение о выделении льготных кредитов по жилью». С июля оплата достройщиков составляет 180 рублей в час. Она повышена с тем, чтобы заинтересовать ребят, имеющих техническое образование. Работа интересная (не конвейер), каждый день с новыми чертежами.
Повышая производительность труда, внедряя новую технику и новые технологии, будем повышать оплату труда. Например, покупаем передовое сварочное оборудование, в том числе финское. Мы первыми в России внедрили для окраски корабля установку «климат-контроль», которая позволяет красить суда не в закрытых помещениях. Новая установка очищает металл (струей песка) и сразу красит. При этом рабочие защищены от песка и краски. Не буду рассказывать обо всем, скажу только, что по бизнес-плану у нас запланировано массовое внедрение новой техники.
Современные технологии, производственная дисциплина позволят строить корабли в более жесткие сроки, снижать себестоимость и повышать заработную плату. Наша задача – достигнуть по зарплате уровня санкт-петербургских предприятий.
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО