Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
8 июля 2009
Вторая волна богоборчества
Бесстрашный патриарх Тихон, открыто обвинив партию большевиков и лично ее руководителя В.И. Ульянова (Ленина) во всех бедах, что несет России революция, таинственно, вдруг, умер. Историки сегодня склонны считать (и есть тому подтверждения), что смерть эта была вызвана умышленным отравлением.
Власть стремилась любыми способами устранить религию во всех ее формах как возможного конкурента в политической и идеологической сферах. Аресты, конфискации имущества духовенства, самовольное закрытие церквей и мечетей стали набирать обороты с середины 20-х. В религиозные структуры внедрялись агенты ОГПУ.
В марте 1922 года В.И. Ленин в сверхсекретном письме членам Политбюро ЦК писал: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
В 1925 году в СССР была создана массовая организация «Союз воинствующих безбожников», а в 1927 году в нашей республике был открыт ее филиал, объединивший в своих разрушительных рядах более 50 тысяч активистов. Окончание НЭПа в 1929 году совпало со вторым решительным наступлением на религию.
Оно, естественно, встречало подчас ожесточенное сопротивление. После того, как в деревне Аюкудырган, что под Буинском, разрушение мечети повлекло за собой столкновение сельчан с вооруженными отрядами ОГПУ — горкомы и райкомы партии и комсомола получили ряд жестких инструкций в отношении религиозных организаций и борьбы с пережитками прошлого.
Кампании по «борьбе с пережитками» выглядели так: активисты «Союза безбожников» с дикими криками, свистом и песнями под гармошку окружали церковь, обычно во время служб, на престольные праздники горланили лозунги: «Бога нет», «Религия — это опиум для народа» и т.п. В татарских селеньях публично сжигали Коран и другую религиозную литературу, открывали свиноферму в мечети, избивали мулл.
Безбожники щедро раздавали антирелигиозные журналы, листовки. Школы, клубы, избы-читальни в избытке получали агитплакаты против религии и обязаны были их вывешивать. В 1929 году был закрыт Раифский монастырь, «рассадник мракобесия», как его назвала «Красная Татария». Немногие его старые монахи были арестованы и все вскоре расстреляны.
Церковь села Кабачищи была раскатана по бревнышку, перевезена на завод «Красный металлист» для хозяйственных нужд. Украшение села — златоглавая Атлашкинская церковь, также была разрушена местными безбожниками-активистами. Священник Кабачищенской церкви, всеми уважаемый старец отец Павел (Цветков) вынужден был перейти в причт церкви села Гари. Эта последняя также не раз подвергалась насилию. Всеми правдами и неправдами Гаринскую церковь не раз спасали от разорения.
Легко было истреблять деревянные культовые здания мечетей и церквей, сложнее было с каменными. Практика взрыва каменных церквей Свияжска была подвергнута осуждению даже в партийной печати. Газета «Красная Татария» устами заправил антирелигиозных кампаний рекомендовала в 1930 г.: «Неверно поступают те ретивые безбожники, что в своем революционном запале бесхозяйственно уничтожают каменные храмы. Сегодня в стране катастрофически не хватает жилья. Обез-главленный храм уже безопасен. За подобную расточительность надо решительно наказывать. Таким псевдоактивистам не место в рядах первопроходцев коммунистического завтра».
Вслед за этим полетели главы церквей в Васильево, ст.Красная Горка (Юдино) и многих других селах. Чтобы служители культа не могли продолжать службу, их облагали повышенными налогами. Известно немало случаев, когда крестьяне вскладчину выплачивали все налоги и сборы на церковь, мечеть, а если это не помогало, продолжали посещать службы на дому у священников и мулл...
Угрозы, аресты священнослужителей не смогли искоренить заложенные веками в поколения людей нравственные основы, облаченные в заповеди любви к ближнему, терпению, состраданию.
Георгий Мюллер,
историк-краевед
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
ЕЩЁ СТАТЬИ НА ТЕМУ:
КРАЕВЕДЕНИЕ | РЕЛИГИЯ