На сайте Mobile-Review.com появилась необычная гостиная. Ее гости – люди творческих профессий: писатели, художники, филателисты. Люди, которые, как пишет автор блога Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com), «зачастую незаметны в толпе, а раскрываются в своем творчестве или увлечении». Одним из первых в блоге было размещено интервью с фотокорреспондентом «Зеленодольской правды» Маратом Хаялутдиновым. Процитируем отрывки. «Однажды студеной ночью мне на глаза попалась теплая фотография неизвестного автора. Снимок был согревающим, и я с удовольствием просмотрел другие работы. Автором оказался Марат Хаялутдинов, живущий в небольшом российском городе. Быт, природа, люди — все оживает в его снимках. В чем секретное оружие Марата, мне невдомек, но равнодушными его фотографии людей не оставляют. Наряду с сотнями других фотографов нашей страны Марат пишет ее историю». — Марат, камера всегда с вами? — Фотографирую я почти каждый день. Есть востребованность в душе, это как никотин для курящего, если много снимаешь — тошнит, мало – ломает. Суть не в количестве кадров, а в том, чтобы получить то, чего душа хотела. Камера со мной всегда, даже когда выхожу в магазин за хлебом. Если не беру с собой фотоаппарат, чувствую себя голым. Это уже неизлечимо (смеется). Один из моих учителей говорил: «Ты должен быть вооружен всегда! А вдруг кит в Волгу заплывет или НЛО на асфальте прямо перед тобой приземлится, а у тебя фотика с собой нет». — В вашем городе легко или трудно фотографировать незнакомых людей на улицах? Были забавные случаи? — В своем городе я чувствую себя, как рыба в воде, ведь многие меня уже знают, не задают лишних вопросов. В незнакомых местах стараюсь быть ненавязчивым, добродушным и даже чуток придурковатым, люди спокойней относятся к чудакам, чем к серьезным дядькам. Расскажу про случай не забавный, а страшный. Однажды я фотографировал виды деревни, и на меня сзади напала женщина с топором. Чудом смог увернуться, а она с криком: «Кто тебе разрешил мой дом фотографировать?!», продолжала нападать. Спасибо прохожим, они объяснили, в чем дело. Даже сейчас, с ужасом вспоминая ту ситуацию, удивляюсь, что остался живым. Она была ненормальная. — Насколько Интернет изменил ваши возможности, что дал вам как фотографу? — Колоссально изменил. Открылся целый мир! Возможность смотреть фотографии тысяч фотографов, общаться с ними напрямую — это так здорово! Если бы кто-нибудь мне сказал три года назад, что буду разговаривать со Слюсаревым, Мякишевым, Климовым и еще с десятками фотографов, которых считал «небожителями», я бы не поверил. Сейчас я участвую в обучающих семинарах, в которых преподают люди из разных стран, у меня есть свой блог. Отрадно, что теперь мои работы не пылятся в столе, а их могут посмотреть в любой точке мира. Для любого художника нужен зритель, если нет того, кто слушает, то зачем говорить?! С самим собой лучше помолчать. 15 лет назад мне попался альбом со снимками английского фотографа Ian Berry 1974 года издания. «А ведь это мой год рождения», — подумал я. С огромным интересом смотрел фотографии, они меня потрясли, и я понял, что нужно жить и работать так, чтобы в итоге получился такой альбом. Который, может, через много лет изменит жизнь какого-нибудь мальчишки...