Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
3 июня 2009
Золотое сердце, золотые руки
В нашей семье дорогой реликвией является швейная машинка «Зингер» 1875 года выпуска. У нее, как у человека, богатая и интересная судьба.
Эта историческая вещь попала в нашу семью в конце 19 века. Когда моя прабабушка Марьям в 1898 году решила выйти замуж за бедняка Габдуллу, ее отец, богатый мулла из села Молвино, разгневался на свою безрассудную дочь, выбравшую в мужья нищего, и не дал ей никакого приданого.
Молодые супруги вынуждены были наниматься батраками к богатым хозяевам, уезжать в далекую Оренбургскую губернию, чтобы вернуться домой с небольшим запасом денег. Через год, во время страды, Марьям родила дочку Зайнаб. Но малышка умерла от голода, потому что у матери не было молока. Через год в семье снова появилась дочь, ее также решили назвать Зайнаб, чтобы она прожила долгую жизнь — за себя и за умершую сестру. Друг за другом родились 7 братьев и 2 сестры. Как было тяжело отцу и матери прокормить и воспитать такую большую семью!
Наступил голодный 1921 год. В поисках работы родители снова уехали в Оренбург, а дети остались на попечении старшей дочери Зайнаб. Она не знала, как прокормить младших братьев и сестер. Ели лебеду, крапиву, березовые почки… Однажды брат Гумар принес домой лошадиное копыто и попросил сварить его, потому что был очень голоден. Отмыв хорошенько, Зайнаб положила копыто варить. В получившийся «бульон» она добавила березовые почки.
Братья поели и легли спать. А утром бедная Зайнаб четверых братьев нашла мертвыми. Горько оплакала их, завернула холодные тельца братишек в тряпки, что смогла найти дома, и похоронила. Через несколько дней умерли годовалая сестренка Аклима и два брата — Рашит и Ибрагим. Чтобы спасти оставшихся в живых, но очень худых и больных от недоедания Гусмана и Санию, она решила на время отдать их в детский дом, потому что там детям давали еду.
Когда родители вернулись домой, из 10 детей их встречала одна Зайнаб, худая, почерневшая, едва державшаяся на ногах. Вот только тогда несчастная Марьям, возвращаясь с кладбища, где были похоронены в братской могиле ее 7 детей, решила пойти к отцу за помощью. Он молча выслушал свою несчастную дочь, убитую горем, сжалился над ней и дал немного денег, мешок картошки и швейную машинку «Зингер», принадлежавшую когда-то матери Марьям, которой эту машинку подарили родители на свадьбу. С этого дня машинка «Зингер» стала единственной кормилицей семьи Марьям и Габдуллы.
Марьям была искусной швеей и шила одежду для состоятельных людей. Тем и спасались в 20-е годы. Не смог пережить голод хозяин семьи Габдулла: он умер от туберкулеза в 1922 году. Марьям, хоть и осталась вдовой, но вернула из детского дома своих детей.
С этого времени до последних дней она не расставалась со своей машинкой. С ее помощью она обшивала всю семью, соседей, друзей. Эта швейная машинка помогла выжить семье в голодные 20-е, суровые годы Великой Отечественной и трудные послевоенные.
В 1957 году моя пра-прабабушка Марьям умерла, и машинка перешла ее сыну. Он шил на ней даже обувь. Никогда она не ломалась, и не счесть, сколько красивых и нужных вещей сшила эта послушная подруга нашего рода!
Когда дедушка стал плохо видеть, он отдал машинку старшей дочери Гульсине — талант швеи был у нее с детства. И вот 40 лет моя бабушка Гульсина — ее заботливая хозяйка. Сейчас моей бабушке 60 лет. Она по-прежнему красива и бодра, так же лучатся ее веселые глаза, светится неповторимая улыбка. Пусть она проживет с нами еще долго-долго, пусть ее машинка работает безотказно!
Я надеюсь, что наша семейная реликвия как самая почитаемая вещь будет достоянием моих детей, внуков и правнуков, потому что она вобрала в себя частичку души наших предков, без которых не было бы и нас на земле.
подготовила
Ирина Воронцова
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО