Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
19 марта 2009
Родные встретились через 19 лет...
Вот и герой моего рассказа Григорий Яковлевич Нодельман попал в Зеленодольск из родной Белоруссии. Спасаясь от бомбежек, в товарных вагонах, в телятниках он больше года ехал в неизвестность...
Его родной город — Мозырь на реке Припять в Белоруссии. Отца забрали на фронт в первый день войны. На третий день над городом уже летали немецкие самолеты, началась эвакуация...
В декабре 1941 года семья Нодельманов добралась до узловой станции Тихорецк недалеко от Сталинграда. Пока стояли на станции, мать попросила Гришу сходить за хлебом, а когда он вернулся, поезда уже не было, ушел! Так мальчик потерял своих родных. Страх, отчаяние, слезы — но солдаты увидели замерзающего мальчика, согрели, накормили и отправили в Сталинград. До сих пор, спустя 67 лет, Григорий Яковлевич с благодарностью и со слезами на глазах говорит о людях, которые помогали ему в те страшные дни.
В Сталинграде он не знал, к кому обратиться — было много народу, все бегали, суетились... Григорий сел у входа в здание вокзала, закрыл лицо руками и заплакал. Наконец подошел к нему юноша, дал кусок хлеба и повез Гришу в детский дом в город Серафимович. Ему восстановили свидетельство о рождении, зачислили в школу в 7 класс, и закончил он его с отличием. В июне 1942 года и здесь началась бомбежка. И с июня 1942 года Гриша со всем детским домом в 400 человек ехал на поезде под бомбежками снова в Сталинград, потом от Сталинграда за Волгу в Калмыкию, оттуда на барже до Астрахани.
Дети видели, как под бомбами тонули пароходы с людьми, горели пристани и деревни. В Астрахани старших детей определили в ремесленное училище, и с этого момента началась рабочая жизнь Гриши. Но и в Астрахани тоже долго жить не пришлось. Снова начались бомбежки, и детдомовцев по Каспийскому морю отправили в Гурьев, в устье реки Урал. В августе 1942 года детей поездом повезли через Актюбинск и Оренбург в Татарию. И только в октябре 1942 года приехали в Зеленодольск...
В феврале 1943 года Григория определили в ремесленное училище №12 на специальность модельщика, и работал он по 12 часов в сутки. То, что Григорий попал в Татарстан, на большой завод союзного значения, он считает большим везением в жизни.
На заводе была создана футбольная команда, в которой Григорий Яковлевич играл. И однажды, в апреле 1960 года, команда поехала на сборы в город Хуст в Закарпатье. Григорий Яковлевич по дороге заехал на родину в Мозырь, где он не был 19 лет. В Мозыре походил по улицам — его родного дома не было... Но вдруг встретилась женщина, которую он узнал. Она сообщила, что два года назад приезжал отец из Свердловска, и он думал, что Григорий погиб. А 9 мая Григорию Яковлевичу пришло письмо из Свердловска.
...Вся семья встретилась в Свердловске, мать плачет и не узнает его — ей не верится, что это он, ее Гриша, которого она потеряла на станции Тихорецк.
— Мама, вспомни, что на руке у старшего брата Артема выколото?
— Якорь.
— Вот посмотри. На моей руке ты видишь якорь и букву Г?
— Да, вижу!
и снова объятья, слезы, но слезы счастья.
Так воссоединилась семья, почти через 20 лет. Счастливые люди, все остались живы — родители, дети и родственники. Отец вернулся с войны живой, без ранений. Так не бывает, скажет кто-то, но вот он, Григорий Яковлевич, сидит передо мной, и тоже показывает мне якорь на левой руке — как талисман, с которым он никогда не расстанется. Война не сломала подростка, закалила его — и благодаря хорошим людям он стал человеком.
3 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
3 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО