Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
11 марта 2009
Из «черной» в «красную»
Сергей Емельянов
О появлении этого сотрудника на территории «зоны» — так называется в ИК-5 территория, где живут и работают осужденные — мгновенно узнает каждый, кто носит тюремную робу. Первого заместителя начальника колонии, по правилам, положено приветствовать в строю, куда бы он ни шел.
...Сергей Емельянов с детства мечтал бороться со злом. Так он написал однажды в школьном сочинении, когда, идя в школу и мечтая, как и все советские мальчишки, стать космонавтом, услышал крики о помощи — трое старших пытались отнять что-то у совсем маленького. Сергей, не раздумывая, бросился на помощь, потом подоспели взрослые... Так и сформировалось это решение — работать в милиции. Как говорится, с небес — на землю! Он тогда еще не знал, на какой земле предстоит работать...
Но это желание стало целью, которую он поставил и которой добился. После армии Сергей Львович поступил на работу в следственный изолятор в Ульяновске. Как рассказывают его сослуживцы, в его дежурства все было спокойно — хотя и доставались Емельянову не самые спокойные участки работы. Он постоянно учился — школа милиции, институт... Оперативная работа — это люди, отношения между ними, конфликты, мотивы, преступные замыслы, и Емельянов вникал во все тонкости этих сложных отношений, раскрывая и предотвращая преступления среди осужденных и подозреваемых.
«Я просто делаю свою работу» — вот то, что движет им. Строгий к себе и другим, целеустремленный, жесткий руководитель, ежедневно лично обходящий всю территорию колонии. Емельянов вникает во все вопросы — должность такая. И большая часть вопросов осужденных решается еще до того, как они станут проблемой — для человека или для колонии. «Пятерка» в результате стала одной из лучших колоний РТ.
А дома Сергей Львович выращивает цветы — как говорит его супруга Эльвира Васильевна, растения его любят. Еще он — душа компании, прекрасно поет, увлекает за собой людей. У супругов Емельяновых двое детей, и они уже привыкли к постоянному отсутствию папы: ведь практически каждый праздник он на дежурстве. Даже в Новый год! Дети сейчас мечтают пойти по стопам своего отца — так, наверное, и образуются династии...
...Свияжская колония, 2005 год. Зона строгого режима. Под Новый год в результате обыска здесь, в общежитиях осужденных, было изъято более ста литров браги и десять литров самогона. «Пьяная» зона — такую характеристику негласно давали «пятерке». Давали — но больше не дают: все здесь изменилось за последние годы, включая и руководство колонии.
Произошедшие за эти несколько лет изменения могли бы стать революцией — со всеми ее последствиями вроде бунтов осужденных, случись эти изменения мгновенно. Однако все новшества внедрялись поэтапно и как бы изнутри: в итоге и осужденные, и сами сотрудники колонии привыкли к нормальному режиму.
— Сопротивление переменам, конечно, было, — рассказывает Сергей Емельянов, заместитель начальника Свияжской колонии №5 по безопасности и режиму. — И не только со стороны осужденных, но и со стороны персонала колонии... Раньше в Свияжске было меньше порядка — зона считалась «черной», и эту ситуацию надо было менять. Мы ездили по другим колониям — в частности, в Челябинскую область — обменивались опытом. И внедряли положительный опыт у себя.
В результате этих перемен «пятерка», как отмечают специалисты, заметно «покраснела» — больше стало осужденных, стремящихся соблюдать правила внутреннего распорядка. К примеру, все передвижения осужденных — только строем. Впервые за всю свою историю ИК-5 избавилась от «смотрящего». И еще: теперь по утрам «зона» не просто выходит на зарядку, как это было раньше — люди именно делают ее. Сами сотрудники колонии порой удивляются, как зампобору — так сокращенно называется должность Емельянова — это удалось.
— Это челябинский опыт, — продолжает Сергей Львович. — Изначально, до зарядки, была налажена работа Совета коллективов колонии осужденных. Есть у нас спортивная секция — и в каждом отряде были назначены ответственные за выход на зарядку. А потом появилась музыка — и комплекс упражнений... Конечно, были те, кто отказывался, есть и такие, кто отказывается до сих пор — но тут уж вступают в силу меры дисциплинарного воздействия...
Не вышел на зарядку, значит, не соблюдаешь правила распорядка. А это влияет на условно-досрочное освобождение. Комиссия ведь рассматривает все аспекты жизни осужденного в колонии — отношение к труду, к внутренним правилам, даже к гигиене.
Что же до «пьяной зоны» — тут, как скупо рассказывает Сергей Львович, была проведена оперативная работа. Выявлялись организаторы, производители хмельного... Был перекрыт канал поставки продуктов из столовой, в том числе и сахара — основного сырья для самогоноварения. Кто-то был переведен на более строгие условия содержания, с кем-то в результате простых бесед удалось договориться. В результате последнее употребление спиртных напитков зафиксировано полтора года назад – двое осужденных выпили по стакану бражки.
Ну а главное, прекратился «бизнес» со стороны некоторых сотрудников колонии. В начале 2006 года, к примеру, за различные нарушения — пронос запрещенных предметов, в том числе телефонов и спиртного, были уволены сразу десять человек. В отношении некоторых были возбуждены уголовные дела.
Прекратились и так называемые перебросы, когда через ограждение «зоны» перекидывались наркотики, спиртное — да все, что запрещено в колонии. В «пятерке» удалось ликвидировать это явление практически полностью, хотя оно и существовало тут, наверное, с момента открытия колонии.
— Ни один переброс без помощи активистов, которые осуществляют патрулирование внутри зоны, невозможен, — объясняет Сергей Львович. — Оперативники сутками сидели в засадах, было такое время… Был полностью пересмотрен состав СДП (осужденные, которые помогают сотрудникам внутри «зоны» — авт.), среди них оказалось много нарушителей. И постепенно мы пришли к тому, что перебросов у нас нет уже два года.
Все эти перемены улучшают в итоге и жизнь в колонии — становится больше порядка, меньше совершается преступлений за решеткой. Вовлечение людей в различные секции и кружки, повышение их занятости на производстве, обучение профессии дает надежду, что после освобождения больше будет тех, кто оставит за собой двери «зоны» навсегда.
— Пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудников колонии, ветеранов с приближающимся 130-летием УИС, — сказал в заключение нашего разговора Сергей Емельянов.
беседовал
Дмитрий Катаргин
5 ИНТЕРЕСНО
1 НЕИНТЕРЕСНО
5 ИНТЕРЕСНО
1 НЕИНТЕРЕСНО