Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
25 февраля 2009
Антирелигиозная кампания двадцатых
Раифские иноки с чудотворным образом иконы Грузинской Божией Матери. Фото начала XXв.
В начале 1926 года в политических целях была изменена статья 4 Конституции СССР 1924 года. Она дополняется пунктом «антирелигиозная пропаганда», что означало узаконенную травлю всех религий и представителей религиозных культов.
Священнослужителей всех религий отстраняли от государства, лишали гражданских прав. Дети их автоматически «поражались» в правах: не могли участвовать в выборных кампаниях, им запрещалась учеба в любых светских учебных заведениях, служба в армии и т.п.
На борьбу с религией Советская власть отпускала немалые деньги. В Москве был создан центральный штаб «Союз воинствующих безбожников» во главе с ленинским соратником Емельяном Ярославским. Издавались тысячными тиражами антирелигиозные журналы, листовки, плакаты. К изданию их привлекались талантливые художники, писатели, поэты.
Первым у нас пострадал Раифский монастырь. Монахи его были объявлены «паразитами на теле народа». Арест монашествующих по делу гибели чекистов в 1918 году надолго закрепил в сознании органов ОГПУ, что Раифа — это «гнездо контрреволюции».
Под предлогом поиска контрреволюции монастырь начали грабить всевозможные экспроприаторы. Опасаясь за сохранность главной святыни — Чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, ранним октябрьским утром 1918 года группа монахов вывезла ее из монастыря и надежно укрыла в Казанской церкви Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. В монастырь въехал волостной исполком, а послушников вместе с настоятелем Феодосием изгнали с территории.
Уже с начала 1920-х годов органы ОГПУ — НКВД приступили к плавной конфискации церковных ценностей. Узаконенный грабеж сопровождался шумной антирелигиозной кампанией с действами вроде публичного вскрытия в 1922 году мощей святителя Германа. Изъятая церковная утварь тут же описывалась и оценивалась комиссией.
Газета «Красная Татария» сообщала: «Весь этот мир ожиревших попов и монахов, веками морочивших головы трудовому народу, скопил несметные сокровища, политые потом и кровью крестьянина и рабочего. Только власть Советов восстановила историческую справедливость, вернув награбленное трудящимся».
Сегодня мы знаем эту «историческую справедливость»: церковное имущество, представлявшее огромную историческую, национальную и культурную ценность, не говоря уже о материальной его стоимости, шло тайными каналами на печально известные антикварные аукционы 20-30-х годов в Париже и Лондоне, а средства, вырученные от их продажи, бесследно исчезли на тайных счетах партии в швейцарских банках. Народ, одурманенный пропагандой неумной классовой ненависти, безмолвствовал.
Протестовала, и то очень робко, лишь творческая и ученая интеллигенция. Известные казанские искусствоведы В.Корнилов, П.Дульский, Б.Дениле с риском для жизни пытались отстоять культурно-историческое наследие. Кое-что удавалось спасти и сохранить даже до наших дней в запасниках музеев. Так, при разгроме знаменитых семи церквей Свияжска 16-18 веков удалось спасти ряд редких древних икон, образцы утвари и облачений священнослужителей. Удалось отстоять древнюю Троицкую церковь, построенную еще при Иване Грозном. Экспроприаторы с мандатами от ОГПУ все же взорвали древние свияжские святыни, попутно разгромив дотла знаменитый свияжский исторический архив. Монастыри Свияжска были превращены в тюрьму и колонию для малолетних преступников. Такая же судьба постигла и Раифскую обитель.
Не обошла антирелигиозная кампания и села. Здесь шло массовое закрытие церквей с изгнанием священнослужителей. Та же судьба постигла и татарские селения. Там также сокрушали минареты мечетей, объявляя вне закона мулл и членов их семей.
Любопытна история закрытия церкви села Кабачищи. В 1929 г., едва стало известно, что кабачищенскую церковь закроют, сельчане стали противодействовать, организовав суточную круговую оборону церкви. Казанское ОГПУ вынуждено было прислать отряд вооруженной милиции. Эта милиция отстранила отца Павла (Цветкова) от службы, закрыла церковь на замок. Ряд жителей Кабачищ был арестован и приговорен к расстрелу. Осужденных спас В.А.Шаронов — участник гражданской войны, награжденный за храбрость лошадью и именным оружием. Безрезультатно много раз он ходатайствовал в защиту пострадавших и все же спас их от расстрела. Но церковь отстоять не удалось: в том же 1929 году она была сломана.
Георгий Мюллер,
историк-краевед
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО