Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
22 января 2009
Первенец первой пятилетки
Партийное окружение, увлеченное идеей перманентной революции, горячо поддержало замысел Л.Троцкого. По его мнению, Казань с ее промышленным потенциалом следовало окружить городами-спутниками со вспомогательными производствами. Революционный Паратск, уже имевший фанерное производство, должен был перейти к производству особой авиационной фанеры. В те годы самолеты в основном, исключая мотор, делались из фанеры. Само же авиастроение предполагалось развернуть в Казани — в центре России, в равной степени удаленном от всех границ. Тем самым создавалась целая группа стратегически важного производства самолетов.
С учетом сданной в эксплуатацию железнодорожной ветки Зеленый Дол-Йошкар-Ола протяженностью в 100 км предполагалось круглогодично подвозить богатейший марийский лес. В августе 1926 года для строительства была определена площадка в 20 кв. гектаров, принадлежавшая ранее заводу Волго-Вишерского общества. Стройка началась в 1927 году. Здесь работало свыше 300 человек.
Завод был пущен в эксплуатацию под названием «Поволжский фанерный завод №3». Завод имел важное стратегическое значение, что впоследствии доказала Великая Отечественная. Так, истребители ЛАГГ-3, встретившие фашистскую авиацию летом 1941 года, были полностью изготовлены из зеленодольской фанеры.
Новый завод нуждался в опытных специалистах: инженерах, техниках, подготовленных рабочих. Завод был почти на 100 процентов оснащен американским оборудованием и обучение проводилось прямо на месте — опытные кадры были наперечет. Зачастую месяцами приходилось осваивать сложные станки, что приводило к поломкам, простоям, травматизму.
Поэтому в Паратск были мобилизованы специалисты с других заводов, имевшие большой опыт работы в фанерном производстве. Часть из них осталась работать здесь навсегда, умножая трудовые традиции и славу предприятия. В начале 1930-х на заводе появились и первые ударники производства из местных кадров: рабочий-наладчик Мухаметхарис Шайхуллин, окорщик Григорий Шнурков и многие другие.
Завод на первых порах испытывал немалые трудности, в том числе и с финансированием. Часто менялось руководство, пока завод не возглавил Владимир Павлович Олеско — талантливый и чуткий руководитель, сумевший наладить бесперебойное производство. Как раз в это время по всей стране Советов началось движение станочников-ударников, чуть позже — стахановское движение. Рабочие подметили, что производительность американских станков можно заметно увеличить. Рассчитанные на выпуск 5-6 куб.м шпона за смену, после несложной модернизации эти станки стали выдавать до 40 куб.м.
Рационализаторский бум был поддержан материально и дирекцией предприятия.
Завод набирал мощность, жизнь била ключом. Молодежь не скучала, не убивала свободное время за картами и пьянкой. Комсомольцы 30-х испытывали острый недостаток времени: были созданы школы ФЗУ, на заводе действовали добровольные общества: «Школа Осоавиахима», курсы «Ворошиловский стрелок». В конце 30-х зимой устраивались долговременные лыжные переходы в условиях, близких к боевым.
Необходимость их подсказал печальный опыт финской войны 1939-40 г. Не случайно в историю предприятия навечно вписаны имена работников завода, грудью вставших на пути фашистской агрессии и павших на полях сражений: лущильщика Николая Бойцова, окорщика Григория Шнурова и многих других.
Георгий Мюллер,
историк-краевед
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО