Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
22 октября 2008
Эльдар Рязанов: «В Казани купаюсь в любви зрителей!»
В эти дни в Казани проходит Международный кинофестиваль мусульманского кино. В его рамках состоялась творческая встреча со знаменитым российским кинорежиссером, сценаристом, народным артистом СССР Эльдаром Рязановым.
УНИКС был заполнен желающими увидеть мэтра советской кинематографии еще за полчаса до начала встречи. Представители всех поколений – от тех, кто смотрел рязановские фильмы в пору своей юности до огромного числа студентов – не только встретили Эльдара Александровича бурными овациями, но и уважительным вставанием. На что мастер отреагировал шутками, с первых же минут расположив зал.
Это были три часа удовольствия. От общения с великолепным рассказчиком, человеком, обладающим самоиронией, умом, умением быстро и тонко реагировать на реплики. Понятно, что и саму встречу он выстроил, как и подобает настоящему режиссеру. Ответы на вопросы (а записки полетели, как только Рязанов поднялся на сцену) чередовались с показом отрывков из фильмов, рассказы об основных вехах биографии – с чтением стихов, пронзительных и глубоких. Понятно, что все пересказать невозможно, расскажем о тех ответах, что наиболее тронули, запомнились.
– Хотели бы вы быть представителем нашего поколения? – самый первый вопрос был задан студентами КГУ.
— Скажу правду, нет… В каждом поколении есть идеалисты и, пусть это будет грубо, шкурники. Просто в какие-то годы идеалистов больше. Мне повезло, самая активная моя творческая жизнь пришлась на их время. Сейчас с грустью отмечаю, как размываются нравственные критерии…
— Знаем, что вы вчера встречались с Шаймиевым, были на экскурсии в Кремле. Как вам Казань?
— Я родился в городе, который, как и Казань, расположен на Волге — Самаре. И хотя я прожил после своего рождения в нем всего месяц, видимо, что-то во мне осталось на всю жизнь, что волнует при виде этой огромной реки. Когда снимал «Жестокий романс», чуть ли не в каждый кадр вставлял Волгу, по сути она — главная героиня фильма. Кстати, позавчера исполнилось 100 лет российскому кинематографу, и именно в первом российском фильме звучала песня про Стеньку Разина, про то, как выплывали «острогрудые челны». И хотя Самара для меня родной город, не могу не признать, что в сравнении с ней все же Казань имеет право называться столичным городом.
Минтимер Шарипович пригласил меня приехать летом. Надо быть идиотом, чтобы отказаться…
— Есть ли перспективы у кинофестиваля «Золотой минбар»?
— И очень большие! Страны, в которых главная религия ислам, сегодня на подъеме. И то, что в Татарстане появился международный кинофестиваль мусульманского кино, это здорово. Я говорил Шаймиеву о необходимости создания в Казани своей киностудии (ред. — аплодисменты)… За Каннским фестивалем – большой французский кинематограф. И Татарстану нужна мощная кинематография.
— Кто из современных режиссеров вам по душе?
— Один из них сидит на сцене, а имя второго не помню (ред. — зал смеется). Шучу, конечно. При смене социального строя меняется поколение творцов. После ХХ съезда пришли Чухрай, Тарковский, Алов, Наумов. Режиссеры, которых я бесконечно уважаю. Сегодня я бы выделил прекрасную плеяду артистов. Замечательные, талантливые, я со многими из них работал и убедился в этом, — Миронов, Безруков, Фоменко…
— Кому из молодых вы бы передали свой талант режиссера?
— В искусстве не должно быть клонов. Я стараюсь никого из своих учеников не подминать, не заставлять делать такие же фильмы. Почерк у каждого режиссера должен быть свой.
— Самый ваш любимый фильм?
— Как можно спросить мать, какой из ее детей самый любимый?! Детей делают с удовольствием... Потому самый любимый — обычно только что сделанный – именно в него ты вложил на данный момент всю свою энергию, любовь, старание. А моему первенцу — «Карнавальной ночи» — уже 52 года.
— Почему в молодые годы выбрали именно кино, а не театр, к примеру?
— Я школу закончил в 1944 году, начитался Д.Лондона, любимый герой Мартен Иден, потому не удивительно, что мечтал стать писателем или моряком. Но в Одессу, в мореходку не попал, поскольку город был эвакуирован. А поступать было надо, за компанию пошел с товарищем во ВГИК. Чтобы поступить «на оператора», нужны были фотоснимки (принести чужие, как это можно сделать сейчас, мне и в голову не пришло), «на художника» — рисунки, а я рисовать не умею… Единственный факультет, куда не нужно было ничего, оказался режиссерский. И хотя было 25 человек на место, умудрился поступить, да еще и на курс Григория Козинцева. Правда, через два года он меня хотел отчислить, пояснив, что я слишком молод, нет жизненного опыта для этой профессии. Спасли меня мои же слова: «Но ведь когда я поступал два года назад, разве вы не заметили, что я был еще моложе?» Между прочим, он долго еще меня не признавал (хотя я и закончил ВГИК с красным дипломом) и только после «Карнавальной ночи» оттаял…
— Есть ли будущее у библиотек?
— Вы знаете, я очень люблю библиотекарей и музейщиков, это удивительные люди, несущие свет знаний, как никто другой преданные своему делу. Несмотря на Интернет, книга будет жить. Мы будем просто идиотами и самоубийцами, если позволим убить библиотеки.
***
Вот такие разноплановые вопросы задавали зрители. И каждый раз удивлял кругозор, чувство юмора гостя. К примеру, на нелепое «Как вы думаете, какая сегодня американская трагедия?», прозвучало: «Странный вопрос. Если вы говорите про «Американскую трагедию» Драйзера – это одно. А если говорите о кризисе в Америке – это совсем другое (ред. — зал аплодирует и хохочет). Я думаю, они об этом и сами не знают, так что давайте не будем раскрывать им на это глаза».
На восхищение в записках по поводу того, как Рязанов великолепно выглядит в свои 80 с хвостиком, тут же вспомнил, как в юные годы ему сказал Сергей Эйзенштейн: «Ты молодой, у тебя еще все спереди..»
Когда кто-то из зрителей начал делиться мыслями о том, как легко в России перекраивают историю, Э.Рязанов ответил коротко: «Но вы же знаете, у нас страна с непредсказуемым прошлым».
Спрашивали о главной цели любого творчества, о подборе музыки к фильмам, о юморе. С последним, по словам режиссера, сегодня очень плохо: «Когда случайно попадаю на юмористические телепередачи, немедленно переключаю канал, стыдно от низкопробности…»
Очень тепло говорил об артистах, которые снимались в его фильмах, — Гурченко, Маковецком, Мягкове, Фрейндлих, Ахеджаковой, предваряя свой рассказ показом фрагментов из последних кинофильмов «Старые клячи», «Карнавальная ночь-2».
Особая «глава» встречи — упоминание жены Эммы. Она, как всегда, была рядом – в зале. Первые цветы, подаренные зрителями, были именно ей, Музе режиссера. И одно из стихотворений прочитано автором в честь любимой, которая долгие годы не только заботится, но и является главной помощницей, советчиком. Чтение стихов вызвало в зале особую волну теплоты, тонких, пронзительных чувств.
А завершилось все на веселой ноте. «Ну что, перейдем к коде?» Очередной отрывок из комедии. Смех. Аплодисменты. И искреннее в конце: «Меня так в Казани тепло принимают! Спасибо вам огромное. Я просто купаюсь в вашей любви!»
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО