Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
4 сентября 2008
Мятеж чехословацкого корпуса
Так как сдавать «излишки» никто не собирался, в деревни новая власть направляла части особого назначения (ЧОН). Эти прод- отряды, вооруженные и уполномоченные властью, силой отнимали хлеб у крестьян.
Отряды ЧОН формировались из случайных людей, часто с уголовным прошлым. По амнистии Керенского все тюрьмы России распускались, а заключенным давалась возможность начать «новую свободную жизнь». Части ЧОН опирались в деревне на комитеты бедноты (комбеды) с исключительными полномочиями по конфискации земель и продовольствия. Так как комбеды создавались в деревне в основном из деревенских бездельников, пьяниц, усиленных властью ЧОН, — новая политика «военный коммунизм» вызвала в деревнях и селах волну протестов и восстаний. Декреты новой власти, произвол ВЧК в городах накалял атмосферу непримиримости. Достаточно было искры, чтобы вспыхнула гражданская война. И она не заставила себя ждать.
Еще Временное правительство известило пленных чехов и словаков, венгров и австрийцев о том, что новая власть формирует из пленных корпус добровольцев, желающих участвовать в военных действиях на стороне Антанты под командованием французского Генштаба. Сорок пять тысяч добровольцев записались в корпус. Антанта поставила оружие для формирования пехотных и артиллерийских частей, которые в полном боевом снаряжении должны были быть отправлены на Западный фронт. К концу мая 1918 года 63 эшелона с оружием растянулись от Пензы до Иркутска.
В Казани два эшелона вооружения фирм «Кольт» и «Винчестер» заняли 13 и 14 пути Казанского вокзала. В Казань стягивались пленные из лагерей Печищ, Свияжска, Тетюш, Куралова. Все наблюдали те безрадостные картины, что новая власть творила в крестьянской среде, и, будучи в основном сами вчерашними крестьянами, имели возможность размышлять о судьбах народа, ввергнутого в пучину революции.
Уже весной 1918 года среди этих пленных появились агитаторы, призывающие записываться в Красную гвардию. Они убеждали, что мировая революция началась, скоро красные знамена будут реять по всей Европе, а затем и по всему миру. Отсюда вывод: важно не опоздать и срочно записаться в Красные части. Так как пропаганде никто не верил и за малым исключением в красногвардейцы не записывался, казанский Совдеп, по директиве сверху, отдал приказ — оружие не раздавать, а чехословаков вернуть Австро-Венгрии и Германии.
24 мая на совещании командиров полков зачитали перехваченный по телеграфу приказ Л.Троцкого о разоружении корпуса. В ответ командующий корпусом чехословаков Р.Гайда, находившийся в то время в районе города Новониколаевска, отдал приказ о захвате оружия, амуниции и свержении Советов в тех местах, где размещались чехословаки. Было принято решение наступать на Иркутск, а затем к Владивостоку, как и оговаривал ситуацию план Антанты. 25 мая возмущенные чехи сорвали пломбы с военных эшелонов на Казанском вокзале.
Разогнав охрану вокзала, они двинулись в центр Казани. Городской Совет депутатов частью разбежался, частью был арестован. Часть его членов во главе с И.И.Вацетисом укрылись в лесах близ Раифы, а затем перебрались через Волгу и достигли Москвы.
Мятеж Чехословацкого корпуса объединил все антибольшевистские силы по всему Поволжью. Восставшие чехи передали власть в руки «Комитета членов Учредительного Собрания» (сокращенно Комуч). Руководство Комуча, обосновавшееся в Самаре, объявило себя «временной властью» до наведения в стране порядка. Комуч, отменяя Декреты Советской власти, разрешал свободу частной торговли, восстанавливал городские думы и земства. В то же время он разрешал созыв рабочих конференций, крестьянских съездов, деятельность профсоюзов. Комуч призывал создать Народную Армию.
В Казани оказался весь золотой запас России, доставленный в Казань на хранение в мае 1918 года из Петербурга. О поддержке Комуча, его Народной Армии публично заявили профессора Казанского Университета, съезды учителей, врачей, союз инженеров и также все духовенство, в том числе мусульманское. Директивы поддержки пришли от союза рабочих-металлистов казанских заводов. О новой власти Комуча было объявлено и на очередном митинге в Паратских судоремонтных мастерских. Известие об этом собравшиеся встретили инертно, вопросов никто не задавал: народ устал от бесконечной чехарды власти. Никакого улучшения условий жизни не предвиделось. Все ждали — что-то будет завтра.
Георгий Мюллер, историк-краевед
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО