Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
21 августа 2008
Накануне Гражданской войны
Вскоре после Рождества на Паратском Судоремонтном заводе состоялся очередной митинг. Он собрал почти всех работающих: не только рабочих, но и техников, механиков, инженерно-технический состав. Представители Казанского Совета депутатов огласили резолюцию Третьего Всероссийского Съезда Советов. Было также оглашено выступление на съезде Льва Троцкого. Второй человек в государстве после В.Ленина, в частности, говорил: «Мы знаем Учредительное Собрание по его делам, по его составу, по его партиям и по его вождям. Они хотели создать вторую палату, палату теней Февральской революции, и мы нисколько не скрываем и не затушевываем того, что в борьбе с этой попыткой мы нарушаем формальное право. Мы не скрываем и того факта, что мы употребляли насилие, мы сделали это в борьбе за торжество величайших мировых идеалов».
На прямые вопросы из толпы митингующих: «Кто же теперь будет править в стране?», «Чья теперь власть на дворе?» депутаты из Казани ответили: отныне и навсегда будет власть рабочих и крестьян, власть большевиков. Митингующие нестройно за-хлопали. Посыпались вопросы о судьбе других партий, на что последовали уклончивые ответы. Это был последний стихийный митинг. Организаторы его сообщили, что Совнарком во главе с В.Лениным озабочен проблемами трудящихся: войной, безработицей, нехваткой продуктов, развалом хозяйственных устоев, что лично В.И. Ленин интересовался положением на Паратском заводе.
Жизнь, однако, не налаживалась. Зимой 1918 года долго держались крепкие морозы, а в начале апреля вдруг началась бурная оттепель. Дружно вскрывшиеся реки, что впадали в Волгу, стали угрожать Кабачищенскому затону, где в тот год зимовали наспех национализированные суда, за которые никто не хотел отвечать. Приезжавшие с договорных работ механики, техники рассказывали, что волна национализации лишила собственности хозяев. В итоге в Канавино, что под Нижним Новгородом, сгорели бесхозные склады хлопка, под Симбирском пошла на дно баржа с железом. Под угрозой была первая советская навигация на Волге. Повальный грабеж работоспособных судов, с которых снимались важнейшие детали машин и оборудование, делали ее невозможной.
Всякие попытки как-то мобилизовать рабочую массу работать «на дело мировой революции» без оплаты (царские деньги и керенки потеряли цену) кончились неудачей. Отменив деньги, большевики рассчитывали на равноценный натуральный обмен продовольствия из деревни на орудия труда с заводов и фабрик. Из деревень рассказывали, что новая власть силой изымает муку, зерно и другие продукты (продразверстка).
Взамен изъятого комиссары продотрядов выдавали безграмотные расписки, уверяя мужиков, что с победой мировой революции, которая не сегодня-завтра охватит весь свет, им, крестьянам, все вернут и заплатят. Поступали сообщения о крестьянских бунтах. Очевидцы рассказывали, что в районе Самарской Луки военные отряды новой власти расстреляли сотни крестьян, не пожелавших отдать последнее зерно, трупы же убитых побросали в Волгу. Выяснилось, что национализированные компании «Продуголь» и «Братья Нобель» совершенно не заготовили топлива. Выдаваемые нерегулярно пайки продуктов рабочим углубляли сомнения и убивали веру в то, что все устроится само собой. Неизбежно в обществе назревал большой социальный взрыв, последствия которого трудно было предугадать.
Георгий Мюллер, историк-краевед
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО