Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
15 августа 2008
Все началось с убийства Распутина
Слухи, множившиеся по России и достигшие, естественно, Кабачищ подогревались печатью. Газеты в открытую критиковали царя, его окружение и особенно — царского фаворита Григория Распутина. Из уст в уста передавались анекдоты о царице и Распутине, с ними связывали причины поражений, измен в высших кругах царствующего дома. Тогда мало кто знал, что старец-Распутин держался подле царской семьи лишь благодаря болезни наследника Алексея, страдавшего неизлечимой гемофилией и которую Распутин сдерживал магическими приемами.
Вот как описывает то время один из старейших работников Паратских мастерских тех лет Б.Н. Батьков:
«Летом 1916 года я приступил к работе в должности чертежника в проектной группе завода. Ее возглавлял опытный техник Павел Абрамович Рыбаков — наш мудрый наставник. Как-то хмурым декабрьским утром в наше бюро, как обычно, зашел мастер Андрей Матвеевич Васильев и с порога сообщил: «Вчера ночью в Петрограде убит царский фаворит Гришка Распутин.»
Васильев и раньше отличался удивительной осведомленностью, источник которой для всех был загадкой. Лишь три дня спустя (радио тогда не существовало) газеты скупо сообщили об этом событии. А дальше — началось. Словно по сигналу сверху медленно, но верно стал разваливаться сложившийся порядок вещей: на заводе появились агитаторы, призывавшие срывать заказы для армии, вносили сумятицу в умы рабочих.
12 марта 1917 года в день отречения царя от престола на заводе прошел митинг, спустя три дня — второй, уже в поддержку Временного правительства, затем еще — за доведение войны до победного конца. Вскоре митинги стали нормой. Горлопаны разных партий взывали к рабочему сознанию. Уже в апреле был выбран фабзавком, который отстранил прежнее руководство предприятия. Митинги однако не успокоились. Они вносили в рабочую среду политическое разномыслие, за которое в будущем кой-кому пришлось дорого заплатить — политической неблагополучностью, ссылками, а кому-то и жизнью.
В середине 1917 года представители Казанского Совдепа на очередном митинге объявили, что рабочие вправе экспроприировать любую частную собственность. Всякая власть почти исчезла. Взаимоисключающие друг друга реляции и решения Временного правительства и Петроградского Совдепа усиливали анархию и начинавшийся хаос. Старые деньги обесценивались, расчет шел на керенки — розовые дензнаки, выдаваемые за работу целыми упаковками.
Старые хозяева заводов предпочли скрыться или сложить полномочия. Владелец спичечно-фанерной фабрики Ю.Ропс уже в январе 1917 года покинул Россию. Николай Бенуа — французский делец, выкупивший было контрольный пакет акций завода Волго-Вишерского общества, исчез вместе с акциями. Уверовав в безнаказанность, жители Кабачищ первым делом дотла растащили мартеновский цех завода Н.Бенуа. Факт этот стал предметом обсуждения правительства под председательством В.Г. Кривошеина.
В итоге на Паратский металлургический завод был наложен секвестр, приняты меры к консервации и охране, а вскоре принято решение об эвакуации в Паратск Ижорского завода из Колпино, что под Петроградом, который производил боеприпасы и попадал в зону предполагаемого немецкого наступления на Петроград.
Георгий Мюллер,
историк-краевед
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО