Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
1 августа 2008
В преддверии великих потрясений
Плотогоны.
В архиве Казанской милиции есть сведения о надзоре за некоторыми неблагонадежными рабочими Кабачищ, имевшими контакты с партией эсеров-максималистов, виновной в покушениях на видных царских чиновников. Сведения об их перемещениях собирались отделением охраны общественного порядка с 1902 года. Это казанское отделение также отмечало, что в рабочей среде «имеют место факты хождения противоправительственных изданий радикального направления «Крестьянской газеты» и газеты «Рабочий».
Демократические свободы, дарованные царем Николем II манифестом 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», промышленный подъем 1909-1913 г., охвативший всю Россию, превращение создаваемых профсоюзов в реальную силу, защищавшую права и интересы рабочих, — все это способствовало тому, что со второй половины 1907 по май 1910 г. на промышленных предприятиях Казанской губернии не было ни одной крупной стачки или забастовки.
Промышленный подъем 1909-1913 годов благоприятно отразился на положении рабочих Кабачищ. Судоремонтные мастерские в связи с небывалым «пароходным бумом» на Волге были под завязку загружены на ряд лет вперед. Заказы на отдельные виды работ поступали даже из Польши, Финляндии, входивших в состав Российской империи.
В связи с этим, начиная с 1910 года, руководство мастерских стало практиковать выездные командировки ряда специалистов по разным городам на Волге и в отдаленные районы империи. Продолжалось тесное сотрудничество с крупными промышленными компаниями по ремонту и обслуживанию судов — например, с такими, как «Братья Нобель».
Все это сказывалось и на росте зарплат рабочих. Так, зарплата рабочих невысокой квалификации по мастерским на 1912 год составила в среднем 12-15 рублей в месяц, рабочие высшей квалификации, например, слесари-инструментальщики 8 разряда получали до 30 рублей в месяц.
В 1912 г. калач белого хлеба стоил 5 копеек, ситного — 3 копейки, ржаного — 1,5-2 копейки, бутылка-поллитровка водки — 7 копеек. Едва ли не самое солидное приобретение того времени — корова — стоила 5 рублей.
Заработки были стабильными и своевременными. Руководство предприятия уже в те времена практиковало курсы повышения квалификации и направления на учебу в Казанское промышленное училище наиболее толковых рабочих. Отсюда становится понятным, что почвы для грядущей революции, каких-то классовых недовольств в Кабачищах не было.
А как же бедные, неужто их не было? Едва ли не самой бедной в Кабачищах тех лет была семья Жадаевых. Сам хозяин семейства, отец многодетной семьи, едва-едва мог обеспечить ее. Вот как вспоминал о тех временах Борис Жадаев, впоследствии известный токарь завода им. Серго: «Было нас мал мала меньше, отец, чего греха таить, любил «заложить за воротник». Случалось, что и голодными быть приходилось, но мир не без добрых людей. Все Кабачищи нас знали, дружили с нами, помогали, чем могли: кто продуктами, кто деньгами, кто вещами какими... Так вот с миру по нитке дожили до самой революции, ну а потом уж нам широкая улица была, как же — дети бедняка»!
Георгий Мюллер,
историк-краевед
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО