Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
28 марта 2008
...И целый мир открыт в любом цветке

Далеко затерянные, но такие милые уголки татарской глубинки, закаты, рассветы, деревья, неожиданно выделившаяся своей индивидуальностью и гармоничностью, как бы летящая вверх зимняя рощица; совершенно потрясающие краски, сочетания, неожиданные блики, туманности, полутона — это далеко не полный перечень того, что посетители смогут увидеть в Зеленодольской художественной галерее. Здесь представлены произведения замечательных художников Татарстана, в основном
Казани и Зеленодольска.
Спешите, уважаемые ценители — вы погрузитесь в мир подлинного искусства. Это различные манеры письма: от милой традиционности, чуть ли не левитановской, до элементов импрессионизма и авангарда. Здесь вы увидите уникальные сочетания цветовой гаммы и совершенно уникальную технику мазков. А самое главное — в каждом дереве, каждой травинке, цветке, живом существе вы почувствуете, говоря словами Алишера Навои, — «…образ мира в этом цветнике, и целый мир открыт в любом цветке».
Авторы — члены Союза художников России, многие — лауреаты международных премий.
Идея познакомить зеленодольцев с новыми работами татарстанских художников у Фарита Валиуллина, доцента кафедры искусства и дизайна при Татарском государственном университете, зрела давно. Сам будучи исключительно талантливым человеком и педагогом, он, как истинный подвижник живописи, не мог не пропагандировать национальное искусство. И еще маленькая, но характерная деталь — Фарита Рашидовича, как других монументалистов, в свое время пригласили расписывать купол Кул-Шариф.
Устроители назвали выставку «Под небом голубым». Это не случайно. Во-первых, в Рождественские праздники в Зеленодольской галерее прошла традиционная выставка «Небесная лазурь». Во-вторых, в декабре весь мусульманский мир отмечал праздник примирения и жертвоприношения — Курбан-байрам. Рядом стоят эти праздники. Так же, как рядом стоят наши березы, ели, сосны, так же, как над нами светит одно солнце и луна. Небо, оно одно на всех — русских и татар, верующих и неверующих.. И наша прекрасная природа также принадлежит человеку. Только ее надо увидеть, полюбить, сберечь. Сколько такой любви, нежности в работах бывшего директора (ныне покойного) Рашида Галиуллина: «Ветки на Каме», «Дачный мостик», «Низовья Волги»! О родном пишет Андрей Крылов: «Деревня Подол», «Академическая дача»; Фарид Якупов: «Январь. Суббота» и многие другие.
Многие пейзажи на выставке драматизированы. Видимо, художники озабочены и экологией природы, и экологией человеческой души. Будто что-то витает в воздухе. Невозможно не обратить внимание на метафизическое мироощущение Ильгизара Хасанова — первого из татарских художников лауреата Международной премии Франца Кафки. Вы увидите его состояние души через работы «Мой двор», «Городской пейзаж». Близка к манере исполнения и настроению работа Рашита Валиуллина «Мост через Булак».
Вас очаруют знакомые и милые места Газиза Губайдуллина, где среди вековых, страшных и холодных сучьев, подобие лесных уродцев из сказки Роу, вдруг трогательно и безбоязненно стоит розовенькая от морозца девочка, которую одевает мама после деревенской бани. Работа Булата Гильванова «Оттепель» будит грусть от преходящих человеческих чувств. Почему на сине-сером фоне сквозь сумерки в руках у женщины зажат красный платок, чем он ей дорог? Ведь как символ стабильности семьи контрастирует с этим платочком синий ковер? Какая человеческая драма терзает ее сердце?
У кого не было возможности побывать в Стамбуле и других священных местах, есть прекрасная возможность увидеть эти края в циклах Рифхата Вахитова.
Но особенное чувство у меня вызвала графика Булата Гильванова. Возле нее можно стоять часами и находить все больше и больше прелести, новизны и символики. Передо мной — классическая миниатюра Востока...
Восточная миниатюрная живопись, возникшая в качестве иллюстраций к художественным, историческим и научным произведениям еще во времена мусульманской империи Халифата, занимает почетное место в истории мирового искусства. Это уникальное явление, не похожее ни на одно из произведений искусства. Это и не икона, хотя аналогичных произведений немало; это не иллюстрация к сказкам, так как людей изображать в определенные века было также категорически запрещено. Это и не научный трактат, так как там много красоты, изотерики и символики. Наверное, сейчас это с полным правом можно назвать высоким искусством синтеза.
Глядя на произведения Булата Гильванова «Сказание о Юсуфе» и «Сон Зулейхи», я вижу ангелов и пророков с лучезарными лицами, прекрасных героев миниатюр, отмечаю неподражаемую каллиграфию. Цветущие кусты, геометрическая вязь, сама поэзия восточного средневековья в сладострастно опрокинутом полумесяце в виде ложа, усыпанного цветами, нежно мерцающими в мягком лунном свете, казалось бы, благоухающая цветочная гамма — все это должно быть высоко оценено настоящими художниками.
Да, поиск красоты — благородное занятие, но тайны зачастую прячутся в заветных сундучках наших предков...
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
0 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО