Юзабилити сайта — способность ресурса быть удобным, простым, комфортным, привлекательным для своих посетителей. Юзабилити — одна из ключевых характеристик любого сервиса, которую поисковые системы воспринимают как критерий оценки сайта. Если вы хотите продавать свои товары или услуги на интернет-рынке, то оценка юзабилити сайта — обязательное условие перед релизом. Также про тестирование необходимо подумать, если вашему ресурсу уже несколько лет. Некоторые компоненты любого сервиса морально устаревают за 2-3 года. Оценка юзабилити сайта поможет вам узнать про ошибки и сразу же их исправить, чтобы не упустить ни одного потенциального клиента.
Оценка юзабилити веб-сайта — это тестирование функциональности и дизайна вашего веб-сайта путем наблюдения за действиями и поведением посетителей при выполнении ими определенных задач. Оценка юзабилити сайта позволяет вам изучить свой сайт с точки зрения посетителей, чтобы вы могли определить возможности для улучшения взаимодействия с пользователем.
Все же мы знаем формулировку “замыливается глаз”? Так вот, ваше глубокое знание и знакомство с веб-сайтом может помешать увидеть его слабости визуального оформления или проблемы с удобством использования. Когда вы запускаете тест на удобство использования веб-сайта, пользователи сами могут выявить проблемы с вашим сайтом, которые вы иначе могли пропустить. Например, ошибки веб-сайта, отсутствующие или сломанные элементы, или неэффективный призыв к действию (CTA).
Есть огромное количество инструментов для оценки удобства использования ресурса, однако именно типов тестирования не так уж и много. Различают их по принципам проведения: модерируемое или немодерируемое, дистанционное или очное, исследовательское или сравнительное. Рассмотрим каждый тип отдельно.
Сеанс модерируемой оценки проводится лично или удаленно профессиональным тестировщиком, который знакомит участников с тестом, отвечает на их запросы и задает дополнительные вопросы. И наоборот, немодерируемый тест проводится без непосредственного контроля. Зачастую участники опроса проходят тест у себя дома и используют свои собственные устройства для просмотра сайта. Модерируемое тестирование обычно дает подробные результаты благодаря прямому взаимодействию между тестировщиками и участниками тестирования, но может быть более дорогим, чем немодерируемая оценка.
Удаленные тесты на удобство использования проводятся через Интернет или по телефону. Очное тестирование предполагает тест при личном контакте юзера и тестировщика. По сравнению с дистанционной оценкой, личные тесты позволяют определить дополнительные данные, поскольку тестировщики могут наблюдать и анализировать язык тела и выражения лица. Однако личное тестирование зачастую слишком дорого стоит и требует много времени. Удаленное тестирование не так глубоко проникает в рассуждения участника, но позволяет тестировать большое количество людей в разных географических регионах, используя меньше ресурсов. Именно поэтому дистанционная оценка юзабилити сайта на данный момент наиболее востребована среди заказчиков.
В нашей стране исследовательская оценка продукта встречается редко, но принцип ее работы лучше знать. Участников просят провести мозговой штурм, высказать свое мнение и выразить эмоциональные впечатления об идеях и концепциях. Информация обычно собирается на ранних этапах разработки продукта и помогает программистам выявлять пробелы, определять потенциальный и новый функционал и анализировать новые идеи.
Сравнительное тестирование пользуются большим спросом, поскольку не требует дополнительных вложений. Респондентов просят выбрать, какое из двух решений они предпочитают. Сравнительная оценка может использоваться в двух случаях. На старте запуска продукта это помогает сравнить свой сайт со своими конкурентами, чтобы понять на уровне удобства использования ресурсом, сможете ли вы обогнать своих конкурентов. Второй случай применения данного метода — при ребрендинге. Вы создали новый сайт для своего интернет-магазина или информационного портала и просите участников сравнить две версии.