За непривычным русскому уху названием лутбокс скрывается вполне обыденное для большинства геймеров явление. Так называют виртуальный кейс, контейнер или сундук, в котором находятся предметы, способные улучшить игрового персонажа. Иногда такие улучшения касаются исключительно внешнего вида виртуального героя, а иногда они имеют отношение к навыкам персонажа и напрямую влияют на игровой процесс. Например, в лутбоксе может находиться уникальное оружие, которое дает игроку преимущество над другими геймерами. Важной особенностью виртуальных кейсов является то, что предметы в них добавляются случайным образом, и для того, чтобы узнать, что находится внутри, игроку сначала нужно сделать небольшой платеж.
Фактически геймер покупает кота в мешке, и принцип действия лутбоксов можно сравнить с лотерейным розыгрышем. Именно этот факт привлек повышенное внимание государственных чиновников и представителей общественных организаций. После многочисленных исследований и долгих споров они пришли к выводу, что сундуки в видеоиграх сродни азартным играм, а значит, и регулироваться такие развлечения должны в особом порядке.
На берегах Туманного Альбиона новая волна обсуждения лутбоксов поднялась после выхода Middle-Earth: Shadow of War и Star Wars: Battlefront 2, в которых издатели активно задействовали принцип монетизации через систему микроплатежей. Геймеры сравнили внутриигровую продажу виртуальных кейсов с услугами онлайн-казино, ведь пользователям предлагается набор случайных предметов за фиксированную плату.
Поднятая шумиха заставила власти Великобритании обратить внимание на обозначенную проблему. Представители правительства заявили, что тщательно оценят, не оказывает ли это влияние на поведение несовершеннолетних игроков, которые особенно подвержены возникновению разного рода зависимостей. В случае, если такие факты будут выявлены, британские власти намерены обсудить с агентством PEGI вопрос повышения возрастного рейтинга для игр с лутбоксами.
Разработчики и издатели видеоигр спокойно отреагировали на заявления официальных лиц. Их позиция состоит в том, что до тех пор, пока разыгрываются виртуальные предметы, а не деньги, подобные игры не могут быть признаны азартными.
На европейском континенте события развиваются более стремительно. Недавно власти Германии создали специальную комиссию, которой дано поручение изучить систему микротранзакций в видеоиграх и выдать рекомендации относительно классификации лутбоксов. Косвенно на азартный характер подобных розыгрышей внутри игр указывает исследование Гамбургского университета. Ученые выяснили, что некоторые геймеры тратят на покупку виртуальных сундуков значительные средства, и такое поведение сравнимо с характером трат поклонников азартных игр. Наибольшую опасность система микротранзакций представляет для детей и подростков, поэтому всерьез рассматривается предложение ограничить минимальный возраст игроков для подобных проектов или вообще запретить их.
Ранее Комиссия по регулированию азартных игр одного из австралийских штатов уже поставила лутбоксы в один ряд с азартными играми в онлайн-казино, однако у регулятора нет эффективных инструментов воздействия на издателей игр. В соседней Новой Зеландии после долгих обсуждений виртуальные контейнеры отказались приравнивать к азартным играм, отметив при этом некоторую схожесть между этими двумя явлениями.
Собственное особое отношение к лутбоксам есть и у коммерческих компаний, которые не создают игры, но являются их распространителями. Так, американский IT-гигант Apple внес изменения в правила размещения игровых приложений в своем цифровом магазине App Store. Теперь создатели игр будут обязаны указывать не только содержимое кейсов, но и шанс выпадения конкретных предметов при покупке лутбоксов. По мнению представителей Apple, это поможет пользователям лучше понимать, на что именно они собираются потратить свои деньги и с какой вероятностью станут обладателем желанного виртуального предмета после проведения микроплатежа.
Несмотря на противодействие официальных властей, коммерческих фирм и общественных организаций, система монетизация видеоигр при помощи микротранзакций с каждым днем набирает все большие обороты. Аналитическая компания Juniper Research оценила рост рынка лутбоксов и скинов в ближайшие 4-5 лет. По мнению экспертов, доходы издателей в этом сегменте к 2022 году увеличатся до $50 млрд. Сейчас эта цифра составляет $30 млрд.
Результаты другого исследования показывают, что в прошлом году каждый девятый подросток в мире хотя бы один раз играл в онлайн-казино или пользовался услугами сайтов-рулеток. Специалисты соотносят эти показатели с увеличением количества видеоигр, в которых продаются лутбоксы, считая эти процессы взаимосвязанными. В Juniper Research считают, что активному развитию данного рынка способствует деятельность компании Valve и ее центр цифровой дистрибуции Steam. Стоит отметить, что именно Valve в одной из своих самых популярных игр Counter-Strike: Global Offensive в свое время стала законодателем мод в плане платного распространения скинов для оружия и персонажей.