Песчаные карьеры погубят заповедные озера в Раифе?
Пустили под топор полгектара леса в Волжско-Камском заповеднике рядом с Раифским дендрарием ради стоянки туристических автобусов. При этом жители окрестных сел опасаются, что парковка — это еще цветочки. Вот-вот у самой границы заповедника, который находится под охраной ЮНЕСКО, появятся два карьера по добыче песка площадью 246 га! Защитники природы из числа местных жителей считают, что это погубит уникальную систему родников и озер, в том числе знаменитое Раифское озеро, а вместе с ними заповедную флору и фауну.
"Ягоды нельзя, а парковку можно"
О том, что в дендрарии Волжско-Камского заповедника, где запрещено собирать грибы и ягоды, провели "благоустройство территории", вырубив деревья ради парковки для туристов, которые валом валят в Раифу, оповестил на днях в соцсетях архитектор Руслан Сабиров: "Если бы вы хотели начать благоустройство заповедника, то вряд ли вам могло прийти в голову, что первым делом надо вырубить площадку в 2,5 га!.. Помнится, до того, как эту часть вырубили, на ней даже ягоды собирать нельзя было — ну ягоды нельзя, а парковку можно".
Эмоциональный пост не оставил равнодушным казанцев. И руководство дендрария поспешило успокоить общественность. Дескать, вырубка произведена не на 2,5 га, а на территории всего лишь около 0,45 га, где к тому же "не произрастают ценные виды деревьев и кустарников". Руководство Волжско-Камского заповедника также отметило, что Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" ставит перед заповедниками задачу не только хранить от любых посягательств уникальные природные экосистемы, но и заниматься и развивать познавательный экологический туризм. Так что все по закону, и добро на вырубку якобы было получено на всех уровнях — от Росприроднадзора до ЮНЕСКО.
— Но почему автобусную парковку надо строить непременно в заповедном лесу? Ведь на приграничных территориях полно пустырей! — возмущается житель поселка Садовый (входит в Раифское сельское поселение Зеленодольского района), член инициативной группы по защите заповедной зоны Марат Салахов. — Неужели экскурсантам трудно пройти километр до дендрария? С населением проект развития территории никто не обсуждал — нам предъявляют какие-то липовые документы: якобы на общественных слушаниях мы согласились на то, что по нашему поселку Садовый будут разъезжать экскурсионные автобусы, и подписи поставили! На содействие директора Волжско-Камского заповедника не рассчитываем — у него соглашательская позиция. Как можно было "проглотить" строительство автостоянки посреди дендрария? Мы, жители, отправили коллективное письмо-протест по этому поводу всем: прокурору Зеленодольска, прокурору Татарстана, министру экологии и природных ресурсов, министру лесного хозяйства, руководителю Управления Росприроднадзора по РТ… Кругом отписки. Дескать, все в рамках закона и в целях развития на территории заповедника познавательного туризма... Но больше всего мы сейчас боимся за родники и озера! Дело в том, что фирма "Волгадорстрой" развернула бурную деятельность в наших местах — будет рыть громадные песчаные карьеры. Судя по всему, готовятся к строительству ВСМ. Знакомые геологи страшные вещи предрекают: дескать, есть риск, что из-за этих гигантских карьеров водоемы уйдут под землю, в карстовые провалы. Где у строителей заключение геологов?..
В 25 раз больше юдинского карьера!
— Мы узнали, что ООО "Волгадорстрой" собирается разрабатывать примерно в 500 метрах от границы заповедника два песчаных карьера площадью 246 га. Это же в 25 раз больше Юдинского карьера, после появления которого едва не погибло озеро Лебяжье! Готовый сценарий экологической катастрофы! — возмущается жительница села Бело-Безводного Гульнара Утэй-Вяселева. — Есть серьезные опасения, что появление гигантских карьеров приведет к исчезновению шести реликтовых озер как севернее, так и южнее от них, включая Раифское озеро, на берегу которого стоит знаменитый монастырь. Также опасность грозит речкам Сумке и Сопе.
Заведующая лабораторией гидрологии Института проблем экологии и недропользования АН РТ, кандидат географических наук Асия Горшкова опасений жителей по поводу угрозы реликтовым водоемам не разделяет.
— Деревня Маевка, рядом с которой будет реализовываться проект по добыче песка, — это верхняя северная граница Раифского поселения, она же граница буферной зоны, — уточнила она. — Способ добычи заявлен как поверхностный, щадящий. Угрозы обезвоживания водоемов нет, так как водопроницаемые слои глубокие, не менее 60 — 80 метров, а добывать песок с такой глубины вряд ли рентабельно. Другое дело, что озерная система в районе заповедника очень древняя, старичного происхождения, тамошние озера — это остатки палеодолины древней Волги. И, как ни грустно признавать, но в понимании географического развития территории эти водоемы — умирающие, просто в силу возраста. Антропогенное воздействие лишь ускоряет естественный географический процесс.