Сегодня, 9 сентября город отмечает своё 85-летие в качестве города. Паратск стал превращаться из рабочего поселка в город в самом начале ускоряющейся индустриальной эры. К 1930 году станция Зеленый Дол уже оказалась в окружении предприятий и жилого массива. К 1931 году город населяло уже свыше 30 тысяч человек.
Согласно Постановлению ВЦИК от 10 марта 1932 года рабочий поселок Паратск превратился в город. В постановлении отмечалось, что название города закрепляет историческое название населенного пункта и станции и является производной от них. Статус города ко многому обязывал и в то же время открывал финансовые потоки госбюджета на муниципальное строительство градообразующих предприятий. Завод «Красный Металлист», завод им.Серго, Поволжский фанерный завод в одинаковой мере привлекались к воссозданию лица будущего города.
Город строился руками комсомольцев. Не случайно и первая улица города была названа Комсомольской. Строительство по тем временам было преимущественно деревянным – двухэтажные дома с печным отоплением. Только за 1931-1932 гг. было построено 24 тысячи кв. метров жилья. Первые каменные дома начали возводить с середины 30-х годов в основном силами предприятий.
Потребность в жилье была огромной, как и приток новых горожан. Самым быстрым и дешевым было строительство бараков. Строились они массово, многие из них простояли десятилетия, пережив несколько поколений жильцов. К 1929 г. были надстроены вторым этажом французские дома завода Волго-Вишерского общества в Школьном переулке. По статистике на 1937 год с учетом нового жилищного фонда на среднего городского жителя приходилось менее 3 кв. метров жилья.
Также с развитием города наиболее острыми были проблемы благоустройства, дорожного строительства, освещения. На 1935 г. на весь город в 2075 гектаров приходилось всего 7 км шоссейных дорог, а главный транспорт был гужевым. Каждое предприятие имело свои конные дворы. Автомашин практически не было. Первые «ЭМКИ» появившись в 1933 году, обслуживали только руководство города и предприятий.
Пилотные проекты
Зеленодольск можно по праву назвать городом пилотных проектов. Площадкой для их реализации позволяет быть территориальная близость к Казани – столице Татарстана, а также небольшая численность города. «Газомоторная заправка», «Стандарт двора», «Школьная карта» – все эти проекты взяли свой старт в Зеленодольске.
Кроме того, в 2016 году город стал площадкой для проекта , который сейчас реализуется уже на федеральном уровне. Карта жителя РТ представляет собой обычную пластиковую карту с чипом, на которой содержаться платежные, социальные, транспортные приложения, а также информация о владельце.
Держатели карт пользуются различными медицинскими, социальными, транспортными сервисами. Например: электронная запись к врачу, получение рецептов на лекарства, формирование рецепта на бесплатное детское питание, информирование о текущих начислениях компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в детском саду, начисление субсидий-льгот на оплату услуг ЖКУ, подача заявлений на оплату проезда для пенсионеров, ежемесячные пособия на ребенка и многие другие услуги. 25 зеленодольских компаний предоставляют скидки для держателя карт и спектр будет расширяться.
Главным достоинством Зеленодольска является человеческий потенциал. Жителя города можно назвать драйвером его развития. Успехи города в промышленности, культуре, спорте сделали его узнаваемым в стране.
ЮНЕСКО
В июле 2017 года Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО включил Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска, который является частью Зеленодольского района, в список всемирного наследия. В наши дни остров-град возглавляет рейтинг самых популярных туристических деревень и сёл России. На острове сохранилось 18 памятников исторического наследия XVI-XIX веков федерального и республиканского значения. В 2016 году его посетили более 300 тысяч человек.
Установка знаков ЮНЕСКО на стенах Успенского собора в присутствии гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой
Развитие моногорода
В июле 2016 года Исполнительный комитет Зеленодольского района совместно с Министерством экономики Республики Татарстан подали заявку в Фонд развития моногородов на софинансирование мероприятий по строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Реализация данного инвестиционного проекта позволит создать 2206 новых рабочих мест и привлечь в город инвестиции в размере 9,46 млрд. рублей.
11 августа 2016 года было подписано Соглашение о софинансировании. 3 ноября 2016 год получен первый транш в размере 266,7 млн. рублей. 30 июня – 2-ой транш, составивший 250 млн. рублей.
Отметим, что в рамках проекта планируется создание двух автомобильных дорог протяженностью более 5 км, а также внутриплощадочных дорог протяженностью 1910 м. Также планируется строительство современного распределительного центра для торговой сети «Пятерочка», площадью 40 тысяч квадратных метров. Здесь будет создано 700 рабочих мест. Проект также предполагает и создание инженерной инфраструктуры для резидентов.
Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр
Проект реализуется на территории Зеленодольского муниципального района в пгт Нижние Вязовые с 2009 года.
Проект предполагает создание универсального логистического центра по комплексной переработке грузов. По замыслу авторов проекта, это поспособствует успешному функционированию международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Транспортно-логистическая система перевозки грузов предполагает зону обслуживания до 700 км в девяти регионах: Башкортостан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.
Общая площадь территории, предназначенной для размещения объектов на базе СММЛЦ – 244 га, 2193 га – прилегающая территория для развития промышленно-производственной деятельности.
Отметим, что Татарстан ведет переговоры с турецкой компанией «Гебзе» по вопросу создания УК на территории СММЛЦ и привлечения зарубежных инвесторов для участия в проекте. Гебзе уже подтвердили решение Совета директоров о принятии положительного решения по данному вопросу. До конца 2017 года стороны обсудят законодательные и организационные вопросы создания зарубежной компании на СММЛЦ.
Территория строительства Свияжского мультимодального логистического центра
ТОСЭР
10 августа 2017 года Министерство экономического развития РФ создание и функционирование территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Зеленодольском районе.
Проект предусматривают создание в моногородах не менее 14 тысяч постоянных рабочих мест за 10 лет и привлечение в ТОСЭР не менее 170 резидентов.
Резиденты ТОСЭР в моногородах получают широкий набор преференций. В частности, инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, по земельному налогу и НДПИ. Кроме того, почти в 4 раза сокращаются взносы во внебюджетные фонды.
Сценарий развития Зеленодольска в рамках проекта определен утвержденной стратегией развития республики Татарстан до 2030 года и стратегией Зеленодольского района. Зеленодольск должен стать второй столицей Казанской Агломерации, высокоразвитым, конкурентоспособным городом с сильной экономикой и социальной системой.
Создание территории опережающего социально-экономического развития позволит к 2027 году диверсифицировать экономику города, создать новые рабочие места и снизить уровень безработицы. Также возможно снижение уровня маятниковой миграции и увеличение дополнительных налоговых поступлений в бюджет.
На сегодняшний день имеется 15 инвестиционных проектов потенциальных резидентов ТОСЭР, инвесторы которых подтвердили в письменной форме готовность реализовывать проекты. Планируемый объем инвестиций составит 7 568 млн рублей, объем капитальных вложений – 6 413,5 млн рублей, создание 2430 новых рабочих мест
Окончательное решение о создании ТОСЭР принимает премьер-министр Дмитрий Медведев. Официально статус ТОСЭР Зеленодольск сможет получить только после выхода соответствующего постановления Правительства РФ.