ОАЭ готовятся заказать в Зеленодольске 30 скоростных пассажирских теплоходов А145, а к их военной модификации присматривается ВМФ.
Уже в декабре в прибрежных водах Абу-Даби и Дубая можно будет увидеть первую пару пассажирских скоростных теплоходов проекта А145 от завода им. Горького. И это только начало. Тем временем, как выяснил "БИЗНЕС Online", российские военные тоже присматриваются к А145, но к его боевой ипостаси А223. Ими могут вооружить вертолетоносцы, которые сегодня проектируют в России взамен злосчастных французских "Мистралей".
Сегодня на Зеленодольском заводе им.Горького заложили два очередных скоростных теплохода проекта А145, предназначенные для эксплуатации в ОАЭ. Фото: пресс-служба АО "Зеленодольский завод им.Горького"
Сегодня на АО "Зеленодольский завод им. Горького" заложили два очередных скоростных теплохода проекта А145. Точнее, это модификация А145Е, предназначенная для эксплуатации в Объединенных Арабских Эмиратах. Что называется, добились-таки своего, ведь завод "окучивал" ОАЭ лет 7 и даже привлек к этому тяжелую артиллерию в лице президента РТ Рустама Минниханова.
Напомним, это уже вторая пара А145 от завода им. Горького. Головное судно проекта было спущено на воду 18 августа 2011 года, первое серийное — 26 мая 2012-го (оба заложили в 2010-м). Постройку недешевых корабликов (приблизительная стоимость — $9 млн) финансировало АО "Холдинговая компания "Ак Барс"", в которое входит завод им. Горького, — с мыслью, что покупатели скоро найдутся. Однако потенциальная "жертва" сорвалась с крючка — Краснодарский край не оправдал возлагавшихся на него в Зеленодольске надежд. В том же 2010-м началась обработка пассажирских перевозчиков ОАЭ. Но купил первую пару Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) — по программе обновления пассажирских судов.
И вот спустя 7 лет после закладки первой пары ОАЭ все-таки дозрели до покупки. Контракт с эмиратской компанией ARJ Holding был подписан 19 мая на форуме Kazansummit-2017. "Спасибо Рустаму Нургалиевичу Минниханову, он очень помог, участвовал во встречах с заказчиками, в том числе с ARJ, — отметил в беседе с "БИЗНЕС Online" генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. — Прошло немного времени, и мы на саммите подписали соглашение и контракт на реализацию двух А145".
Чем А145 привлек небедные, а потому имеющие полную свободу выбора Эмираты? Этот продукт от петербургского "Агат Дизайн Бюро" и завода им. Горького предназначен для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 400 миль. Судно может идти как в водоизмещающем, так и в глиссирующем режиме. Салоны комфортабельны и приятно выглядят. Утверждается, что благодаря особенностям конструкции на теплоходе нет качки, что, конечно, оценят страдающие морской болезнью. Не могло не сыграть и то, что проект на сегодня хорошо обкатан, причем не только в ЯНАО. В России работают еще пять построенных в Зеленодольске судов родственных проектов: А45 — на Лене, четыре А45-1 — на Енисее... Кроме того, по словам заместителя генерального директора "Агат Дизайн Бюро" Андрея Сорокина, у А145 попросту нет прямых конкурентов: "Думаю, гражданских теплоходов, которые используют такой принцип движения, попросту не существует".
Контракт с эмиратской компанией ARJ Holding был подписан 19 мая на форуме Kazansummit-2017. Фото: president.tatarstan.ru
Как рассказал Мистахов, отличия эмиратских А145 от ямало-ненецких незначительны: "Больше кондиционеров и холод-машин, и они более мощные — климат специфический, поэтому поменяли дизель-генераторы и систему охлаждения двигателей. А сам корпус почти не отличается, только сделали его чуть глубже — было 0,9 [осадка в водоизмещающем режиме — 0,95 м — прим. ред.], а вышли на 1,2".
По словам Мистахова, уже в декабре теплоходы можно будет увидеть в водах, например, Абу-Даби и Дубая. Сверхскорость строительства здесь ни при чем. Дело в том, что сегодня — официальная церемония, а заложены суда были в 2015 году (финансист все тот же — холдинг "Ак Барс") опять-таки в надежде, что покупатель на них рано или поздно найдется. По словам Мистахова, на сегодня у теплоходов сформированы корпуса и начат монтаж двигателей, а ARJ перечислила аванс.
В Зеленодольске надеются на продолжение сотрудничества с ARJ, то есть на поставку этой компании серии А145. Как объяснил "БИЗНЕС Online" заместитель гендиректора завода им. Горького Александр Карпов, эти два теплохода — пробные: если покажут себя нормально, ОАЭ намерены заказать в Зеленодольске целых 30 А145.
Напомним, в 2010 году шли разговоры о том, что ОАЭ нужны четыре скоростных теплохода. К слову, в апреле лестную оценку А145 дал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин: "Проект скоростного теплохода А145 говорит о том, что зеленодольские корабелы переходят в разряд судостроителей, которые могут делать очень качественные вещи для очень придирчивых покупателей. Это совсем другой класс работ. В гражданском судостроении требования подчас более жесткие, поэтому оно резко повышает и качество военного производства".
А145 предназначен для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 400 миль. Фото: zdship.ru
Оборонного вице-премьера Рогозина, который, по нашим данным, отличает завод им. Горького, мы упомянули не просто так. На недавнем военно-морском салоне в Санкт-Петербурге зеленодольцы презентовали ему и главкому ВМВ Владимиру Королеву проработку десантного катера проекта А223 (проектант — все то же "Агат Дизай Бюро"), рассказал Мистахов.
Однако слово "катер" несколько вводит в заблуждение. По нашим данным, речь идет о судне для перевозки и выгрузки колесной и гусеничной техники на берег, в том числе необорудованный. По правому борту предполагается дистанционно управляемый из рулевой рубки пулеметно-гранатометный модуль. У А223 — три модификации. У всех них экипаж — четыре человека, дальность плавания с грузом — примерно 500 миль. А вот другие характеристики отличаются. Например, А223-1 может взять на борт либо один танк Т-90, либо четыре БТР-80, либо четыре грузовика типа "Урал-4320". А223-2 — либо два танка Т-90, либо 6 БТР-80, либо 6 грузовиков. Но самый крупный вариант — А223-3: либо три танка Т-90, либо 7 БТР-80, либо 7 грузовиков. А базируется А233 именно на проекте А145, рассказал Мистахов: схема корпуса, водометный движитель и т. д.
Речь об А233 заходила еще в 2013 году. Тогда бюро и завод предлагали эти катера как средства для высадки десанта, перевозки танков и другой техники с вертолетоносцев "Мистраль", которые Россия намеревалась купить у Франции. Среди прочего "Мистрали" предназначены для загоризонтной высадки десанта. Это значит, что корабль во время высадки держится на большом удалении от берега, а доставка бойцов и техники ведется десантными катерами, которые во время похода размещаются в доковой камере корабля. Задача десантного катера — под огнем противника с максимальной скоростью доставить наибольшее количество десанта, бронированных машин к береговой черте. Поэтому в цене такие показатели, как скорость, маневренность, вместительность, способность действовать в сложных погодных условиях, возможность подходить непосредственно к берегу.
Напомним, что контракт по десантным вертолетоносным кораблям-докам французская компания DCNS и российская Объединенная судостроительная корпорация подписали 17 июня 2011 года. Предполагалось строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух — в России. При этом предусматривалось серьезное "обрусение" "Мистралей" — под размещение российской техники (например, вертолетов Ка-52К) и оборудования. Но после введения санкций проект, как известно, скандально провалился. Соответственно, забыли и про А223.
Базируется А233 именно на проекте А145: схема корпуса, водометный движитель и т.д. Фото: "Бизнес Online"
Но сегодня тема всплыла в связи с упомянутым салоном. В среду "Известия" написали о том, что ВМФ уже рассматривает А223 в качестве легких десантно-высадочных средств для комплектации разнородных сил флота, в том числе для крупных десантных кораблей. Окончательное решение по ним будет принято после рассмотрения конкурсной документации и решения специальной комиссии.
Но Мистахов опровергает эту информацию: "Действительно, на салоне в Петербурге мы презентовали модель А223. К нам подходил Владимир Иванович Королев — смотрел, спрашивал, была презентация Дмитрию Олеговичу Рогозину. Но это пока все. Военные приняли информацию к сведению".
Но А223 действительно должен быть интересен минобороны. Сегодня известно, что опытно-конструкторские работы по универсальным десантным кораблям начнутся в 2018 году. Пока все ограничится двумя УДК: головной флоту поставят в 2024-м, а два года спустя должен быть готов и серийный. Проектов, насколько известно, два: "Лавина" от Крыловского государственного научного центра и "Прибой" от Невского проектно-конструкторского бюро.
Словом, у А233 есть шанс. Независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов в беседе с "БИЗНЕС Online" подчеркнул, что это конкретный проект: "Например, отмечу современный боевой модуль, причем он реально конкретный — по моей информации, его установка на А223 проработана с тульским Конструкторским бюро приборостроения. Считаю, что А223 — реальная проработка, которая может за реальные деньги в реальные сроки быть воплощенной. То есть это не очередная фантазия".
По словам Рената Мистахова (в центре), уже в декабре зеленодольские теплоходы можно будет увидеть в водах, например, Абу-Даби и Дубая.
Также отметим, что завод им. Горького на хорошем счету у минобороны. Это одна из самых плодовитых военных верфей. Как следует из отчетности, в 2016 году завод по гособоронзаказу (ГОЗ) передал пограничникам сторожевой корабль проекта 22100 "Океан" и еще два таких же начал строить; вел строительство малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 "Буян-М" — "Вышний Волочек", "Орехово-Зуево", "Ингушетия" и "Грайворон"; шести патрульных кораблей проекта 22160; двух противодиверсионных катеров проекта 21980 "Грачонок"; двух кабельных судов; пяти МРК проекта 22800 "Каракурт". Также завод строил два фрегата проекта "Гепард 3.9" для Вьетнама. Оба сегодня проходят испытания и должны быть переданы заказчику в январе-марте 2018 года. В минувшем ноябре замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что предприятие обеспечено заказами до 2020 года и ему однозначно найдется место в госпрограмме вооружений на 2018-2025 годы.
Мистахов, говоря о достоинствах А233, сдержанно оптимистичен: "Это своего рода оперативный паром, который берет на себя сквозную перевозку: транспорт заезжает с кормы, а выезжает с носа. Эта тема для флота всегда была интересна. Такому судну не надо пятиться, носом поворачиваться, швартоваться — как удобно причалить, с той стороны и производятся работы... По сути, пассажирскую платформу — А145 — мы используем для военных целей. Это все удешевляет, поскольку пассажирский вариант отработан. В том числе и поэтому будем конкурентоспособными. Мы просчитали, назвали флоту цену — он заинтересовался. На А233 можно ходить и по реке, и по морю. В принципе, на этой базе можно делать и гражданские скоростные паромы".
Некоторые сомнения вызывает только то, что А145 почти наполовину состоит из импортных комплектующих — это, например, двигатели, системы кондиционирования, электроника. На суда устанавливаются немецкие дизеля MTU, а Германия в 2015 году отказала России в их поставке для военной техники, в том числе для зеленодольских "Буянов-М". Замену вроде как нашли в Китае. Остается надеяться, что в ближайшем будущем подсуетится и отечественная промышленность. Ведь декларируемое на всех углах импортозамещение — не выдумка?