ВСМ Москва-Казань: В Зеленодольском районе не посадят ни одного дерева?
В Татарстане готовятся к слушаниям по поводу строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Москва-Казань". Оценка ущерба природе выложена на сайте ОАО "Скоростные магистрали". На сайте Зеленодольск.RU на этой неделе был опубликован подробный анализ окончательного варианта трассировки магистрали по Татарстану. Напомним, протяженность ее от границы с Марий Эл до станции Казань-2 — примерно 48 километров, из них более 29 километров проходят через Зеленодольский район. Требуется изъятие земель: лесного фонда — 168 га, сельхозназначения — 42 га, городов и населенных пунктов — 101 га, промышленности — 3 га, неопределенных территорий — 36 гектаров.
Фото: путь.рф
За сотню лет хозяйствования площадь лесов в коридоре ВСМ сократилась с 60 до 16,5% — теперь снова будут рубить. Но если в границах Казани взамен снесенных 54 тыс. деревьев посадят 164 тыс. саженцев по принципу "три к одному", то по Зеленодольску об этом нет ни слова.
Между тем, 22 из 29 км трассы в Зеленодольском районе идут по лесным массивам, выходя "в люди" около села Айша. Да, этот лес не является особо охраняемой территорией, но от этого не менее больно. И эти леса не будут спасать 6-километровой эстакадой, как в лесопарке "Лебяжье", а это сокращает землеотвод под ВСМ вдвое, до 7 га на километр трассы вместо 13 — 15 гектаров. К ним не прирежут изъятые гектары — как к "Лебяжьему". Именно в этих лесах, прилегающих к Марий Эл, в основном и сосредоточены места обитания лосей и косуль, кабанов, лис и зайцев — десятки и сотни видов млекопитающих, птиц и тысячи видов беспозвоночных.
В "Лебяжьем" не будет никаких порубок с 1 апреля по 1 июля (период размножения животных), а про Зеленодольский район об этом ничего не сказано. Правда, будут предусмотрены "экопереходы" на путях миграции животных.
Но другого пути нет. Строительство высокоскоростных магистралей во всем мире сейчас идет быстрыми темпами. Тот же Китай за 10 лет построил 19 тыс. км таких дорог, связав воедино свои пространства. В России нет ни километра: московско-питерский "Сапсан" и нижегородский "Стриж" — просто скоростные поезда (до 250 км/ч) благодаря ограничениям железнодорожных путей. Так что вопрос, нужна ВСМ или не нужна, вообще не обсуждается, заявил на встрече со СМИ еще в августе прошлого года президент РТ Минниханов. 2,5 тыс. человек в день, без малого 1,1 тыс. пассажиров на вокзале в час пик и 34 пары поездов — вот расчетные цифры по перевозкам на станции Казань-2.
Напомним, общественное обсуждение ВСМ в Зеленодольске состоится 13 июня в ДК им.Горького в 14:00. А на следующий день обсуждение пройдет в Казани в НКЦ "Казань" в 16:00. Мнения населения будут выслушивать экологи и проектировщики. Но вряд ли публичные слушания будут иметь какую-то силу — как максимум, "примут к сведению".