Глава минстроя республики заявил, что расселение "аварийщиков" должно завершиться к 1 сентября
12 апреля в Лаишево на заседании республиканских парламентариев министр строительства и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин заявил, что в Татарстане разрабатывается очередной этап программы сноса аварийного жилья. Расселение граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено до 1 сентября 2017 года.
О разработке очередного этапа программы сноса аварийного жилья объявил министр строительства и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин
Заседание проходило при участии Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству и Комиссии по контролю за реализацией госпрограммы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России".
Аварийная статистика
В Зеленодольске из-за войн жителей с местной администрацией за весь срок реализации программы снесли всего три дома. А в списке сейчас — 194 объекта, их должны приговорить к сентябрю. Иными словами, темпы крайне низкие. Добавим, что глава Зеленодольского района Александр Тыгин в ходе отчетной сессии районного совета сообщал о том, что треть всего аварийного жилфонда республики находится именно в Зеленодольске. В планах на 2016 год было возведение и заселение 11 домов на 1863 квартиры. Но по факту достроили и заселили только один дом — на 385 семей. Очевидно, министр не случайно называет общий объем программы расселения, оговариваясь: "В соответствии с отчетом...".
В 194 подлежащих сносу жилых домах Зеленодольска проживают 4860 человек, многие из которых в ужасе от перспективы переезда — на это просто нет денег. Городской суд тем временем продолжает рассматривать иски жильцов, которые пытаются отстоять свое право жить в пусть не первой свежести, но вполне еще крепких домах — по крайней мере, по мнению жильцов. Костьми легли не только жители, но и малый бизнес, который в прежние годы вынуждали выкупать арендованные помещения.
А что думают "аварийщики"?
Корреспондент "БИЗНЕС Online" предложил прокомментировать ситуацию самим простым жителям-"аварийщикам".
Ольга Титова — жительница Зеленодольска по ул. Украинской:
— Такое ощущение, что министр со своими приписками из муниципальных районов, которые ему присылают, просто в неведении... Что у нас тут, стопроцентные подписи под договорами? Да люди их подписывают как смертный приговор. Некоторые боятся совсем без крыши над головой остаться, поэтому и подписывают! Такой пресс идет на них в судах и исполкоме, что действительно совсем без всего останутся.
Сам Тыгин нам сказал: "У нас для вас жилья нет". На приеме сказал, что нет у него жилья, но будет лишать нашей собственности. А то, что вот программа к сентябрю закончится и у нас все так радужно в республике — это совершенная неправда. Такое чувство, что они с нами борются. Мы же народ, и они должны нас защищать, а нас закапывают бульдозером. Я думаю, что к сентябрю 2017 года эта программа... да этой программы и нет вовсе. Все замешано на фальсификациях. Нас признали аварийными за один день, и то задним числом. Мы хотим, чтобы эту программу вообще отменили и оставили нас всех в покое!
Пожалуйста, пусть занимаются реально аварийными домами. Там люди ждут расселения, а про них забыли. Они обивают пороги, но уже с другой просьбой — чтобы их выселили. Но у них иная история, потому что они являются муниципальными и с них нечего взять. Так что дело совсем не в безопасности людей.
Владимир Сапунов — житель дома по ул. Декабристов в Зеленодольске:
— Аварийное жилье действительно есть, его нужно расселять. Люди не должны жить в ненормативных условиях. В этом его [министра Файзуллина] полностью поддерживаю. Но сам факт того, что под этой программой начинаются перегибы на местах — это нехорошо. Вот у нас в Зеленодольске в один прекрасный день, 31 декабря 2011 года, сразу 300 домов признали аварийными. Так же не бывает! У нас в городе около 700 домов, а 300 домов — это почти 40 процентов. Признать их все аварийными в один день — это что такое? Это же тщательная и щепетильная процедура. А ничего такого не было тогда. У нас тут одни нарушения. Сами члены комиссии признались, что дома были признаны аварийными без обследования. Это грубейшие нарушения законодательства.
Ирек Файзуллин, конечно, министр строительства, но верится с трудом в осуществление его заявлений, потому что процент готовности домов, которые они строят, далек от завершения. Что значит вообще закончить программу расселения аварийного жилья? Надо вернуться и вспомнить, что это такое вообще. Нельзя закончить то, что просто-напросто не существует и не проводится. У нас тут феодализм какой-то, а не программы реализуются. Пусть говорят, что хотят, но все идет очень шероховато, как будто бульдозером по судьбам и жизням людей. Инсульты, инфаркты, у нас забрали два года жизни, нас затаскали по судам. Мы вынуждены как-то оправдываться за то, в чем не виноваты сами.
Зайтуна Короткова — жительница зеленодольских "Полукамушков", угощавшая чаем президента РТ:
— Мне все равно, чего они там хотят делать с этой программой. Если они хотят сносить, то пускай дают нам квартиры. Если хотят реставрировать, то бога ради. Неужели они всерьез думают, что я на 15 лет в ипотеку пойду? Они нас за дураков, что ли, считают? Рустам Нургалиевич был у меня в квартире, он видел, где я живу. Сейчас говорят, что фундамент бутовый, у нас там сквозные щели, а сами думают три этажа строить! Если я на пенсии, то думаете, что ничего не знаю? Я не ошалела! Я все прекрасно понимаю. Приезжали и оценили мою квартиру в 200 тысяч. Что я на эти деньги куплю?! Даже комнатка в общаге сейчас стоит минимум 900, а моя квартира — не меньше миллиона. Я в сумасшедшем доме, что ли, родилась? Это же только в Татарстане такое творится! Нигде больше нет! У меня жилье стоит больше миллиона, а мне дают 200 тысяч. Не получится у них меня на старости лет на улице оставить. Мы все положения знаем! Они себе там все деньги взяли, куда они их дели? Наоткрывали себе бизнес, а мы сейчас должны с голоду все дохнуть. Мы тут грязь месим, а они должны себе в карман накладывать. Сколько можно? У нас с этой ситуацией многие люди уже инсульт перенесли, многие под себя уже лежат от такой радости. Что за конуру они нам дают? 35 "квадратов" — где спальня, зал, кухня, коридор? Нам же бараки строят!