В поэзии, прозе, живописи образ легендарного Санкт-Петербурга зависел от того, чьими глазами автор произведения или картины смотрел на этот город. Это мог быть взгляд городского жителя, который с детства привык к городской суете и который воспринимал это как нечто обычное, давно установленное и неизбежное. Но это мог быть и взгляд деревенского жителя, который попал в город первый раз и сбитого с толку городской толпой, и доведенного этим до отчаяния. Это может быть взгляд человека, созерцающего городской пейзаж из окна комфортабельного дома или квартиры, а может быть это человек, который смотрит на Санкт-Петербург из окна больничной палата и сознающего, что он видит этот город в последний раз. Это может быть взгляд из окна дорого автомобиля, проезжающего по Невскому проспекту, или взгляд усталой, больной старухи где-то в глубине петербургских дворов на окраине города. Так же взгляд на образ Санкт-Петербурга влюбленного молодого человека или молодой девушки, будет коренным образом отличаться от взгляда на этот же город человека, который удручен бытовыми проблемами и неудачами в личной жизни.
В зависимости от того какой герой литературного произведения смотрел на этот город, какую атмосферу хотел передать автор картины или музыкального произведения, таким и был образ города, который в большинстве случаев служил прекрасной декорацией, передающей общий характер произведения или образ действующих лиц, обстановку, которая царила во времена создания произведения.