Городской сайт города Зеленодольск, Республика Татарстан.
События, обзоры, фотографии и репортажи о жизни в Зеленодольске и в Зеленодольском районе.
ИСКАТЬ В ТЕМАХ
ИСКАТЬ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ
ИСКАТЬ В ОПРОСАХ
ТЕМЫ | ИСТОРИИ
18 января 2008
Рождение затона
Обычно к Петрову дню суда ставились на прикол либо выволакивались на берег до следующей «рыбной ватаги». Кабачищенский затон, растянутый в длину на 4,3 километра и 1-7 метров в ширину, имел существенный недостаток — ежегодно замывался песком и по малой воде летней порой часто не использовался. Его избегали не только пароходы, но и рыболовные суда парусного флота. Средства расчистки мелей и перекатов тогда еще не были известны.
Но вот по Волге прошел первый пароход, и Кабачищенский затон стал местом стоянок зимующих паровых судов.
Казанский купец Ф.Журавлев первым стал оставлять здесь на зимовку свои пароходы «Софья» и «Вера». Елабужские купцы Стахеевы своими маломерными судами буквально занимали весь затон. Их вскоре «подвинул» купец Гордей Чернов, разместив на стоянку в 1886-87 г.г. до 60 барж и 5 пароходов.
В 1884 году первый пароход на Волге (общества «Кавказ и Меркурий») перешел на мазут. Вскоре в затоне появилась плавучая нефтяная пристань торгового дома «Братья Нобель» и грузовая пристань. Резко встал вопрос борьбы с замывами песка. Вскоре в затоне появилась передвижная сетчатая плотина системы инженера Янковского. Плотина была сборно-разборного типа, обслуживалась солидной артелью плотников. Янковский, инженер казанского округа Министерства путей сообщения, доработал аналогичные плотины, стоявшие на Волге с 70-х г. XIX века. Кабачищенская была сооружена в 1882 г. и состояла из 11 плотов в 275 погонных метров. В 1887 г. к ней добавили дополнительную плотину.
Как только спадали вешние воды и весенний паводок, плотину буксиром переправляли на васильевский перекат, где ставили на якорь. Специальные щиты, спускаемые на дно с плотов, изменяли течение реки. К сентябрю промывку дна заканчивали, плотину расчаливали и по частям буксировали в затон, где в течение зимы ремонтировали и меняли поврежденную оснастку.
Обслуживали эту громоздкую систему пароходы казанского купца Журавлева.
Васильевский перекат представлял серьезную угрозу судовому движению по Волге, а было оно в ту пору чрезвычайно интенсивным, не в пример нынешней «полумертвой» Волге.
Обслуживание плотины Янковского привлекало в Кабачищи мастеровой люд, который постепенно обживался, обрастал семьями и хозяйством. Ремонт судов требовал все больше рабочих и, подчас, высокой квалификации. Остро вставал вопрос с жильем.
Поденные рабочие, приезжавшие на заработки из правобережных деревень и сел, все больше не устраивали хозяев судов. Возникала необходимость резких перемен, изменения привычного уклада жизни.
Георгий Мюллер,
историк-краевед
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО
1 ИНТЕРЕСНО
0 НЕИНТЕРЕСНО