Глава-мэр Тыгин не считает семьи с тремя детьми многодетными
На многодетных семьях сегодня сосредоточено особое внимание госорганов. Везде, но только не в Зеленодольске. В нашем городе многодетные семьи чиновники, мягко говоря, не жалуют…
Несколько месяцев родители безуспешно пытаются бороться за справедливость, атакуя рубрику «Задавай вопрос Тыгину» муниципального сайта сообщения о том, что у их детей отбирают крохи в прямом смысле слова – отказывают в бесплатном школьном питании. И вот накануне власти наконец-то удосужились ответить на гнев справедливо возмутившихся семей. Ответили, правда, в лучших бюрократических традициях – двусмысленно и малопонятно для неподкованных людей.
А весь сыр-бор начался с того, что в июле этого года хитрые зеленодольские чиновники выпустили распоряжение Исполнительного комитета N АД-586 «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях Зеленодольского муниципального района». В нем, в частности, прописано, что «с 1 сентября 2014 года организованы горячие завтраки стоимостью 40 руб. 80 коп., в том числе 5 руб. 80 коп. субсидия, за счет средств местного бюджета для учащихся из семей, имеющих 4 и более детей».
Вот так вот: в рамках Зеленодольского района по решению товарища Тыгина многодетной считается семья, в которой четверо и более детей!!! Тогда как, естественно, по всей России многодетными считаются семьи, имеющие в своем составе как минимум трех детей.
Так и хочется спросить – почему Зеленодольск по прихоти мэра Тыгина регулярно становится «жертвой» его неадекватных экспериментов и ущербных ноу-хау?!
Как добиться бесплатных котлет?
Естественно летнее распоряжение мэра вызвало всплеск негодования среди многодетных родителей. «Это неправильно! В законе сказано, что полагается питание для всех многодетных!», «Все, что нам говорят в школах, это нарушение закона о многодетных. Надо отстаивать свои права!! Читайте Указ Президента №431 от 1992 года - там все понятно написано!» - справедливые комментарии на муниципальном сайте «Новости Зеленодольска».
Да, школы предлагают бесплатное питание: пустые суп и каша, ни мяса, ни котлет, ни фруктов – такие обеды считает нормальными Александр Тыгин. Между тем, всем многодетным полагается бесплатное питание – нормальная, полноценная порция, а не «то, что осталось»!
«Почему-то в нашем городе трое детей - это не многодетные, хотя во всей России многодетность с 3-х детей начинается! А ведь это распоряжение принято руководителями нашего города! Вот и видно, кого поддерживает администрация нашего города! На нас, как всегда, экономят!!!» - пишет возмущенная мама на сайте, и получает «отмазки» чиновников.
Кстати, в прошлом году многодетная мать троих детей из Зеленодольска выиграла суд и отсудила все деньги на питание, которые она оплатила в учебном году… Но неужели только с помощью суда зеленодольцам придется решать проблемы, искусственно созданные городскими властями?
Вообще, создается впечатление, что проблемы зеленодольских школьников из многодетных семей мэра не волнуют абсолютно. Кондукторы в автобусах не принимают специальные браслеты, выданные детям для проезда в общественном транспорте, никто не может дождаться хотя бы ответа о проведении коммуникаций к участкам, выдаваемым многодетным семьям для строительства домов. Семьи получают участки «в поле», и годами платят за них налог, а внятного ответа, когда же будут проведены свет, газ, вода, никто не дает!
Хорошо, если у многодетных родителей есть возможности и силы бороться против «тыгинского беспредела», а ведь большинство просто не имеют времени справляться с бюрократической машиной, не говоря уже о судебных баталиях…
Отписка-отмазка
«Александр Васильевич, - пишет возмущенная мама. - Государственный Совет Республики Татарстан принял Закон от 08.12.2004 N 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», которым установлены меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей. Меры социальной поддержки в сфере образования определены в соответствии со ст. 8 вышеуказанного закона, в частности гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, предоставляется субсидия на питание учащимся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования в период обучения (с 1 января 2014 года – 5,80 руб. ежедневно). Но это для всех существует! А для многодетных есть федеральный закон и никакой местный республиканский не может его отменить! Не думаете же вы, что люди глупы и ничего не понимают. Любой родитель, обратившийся в суд, выиграет дело и вернет деньги за питание. Все очень просто! Но зачем доводить дело до суда?»
Так возмутил женщину долгожданный ответ на жалобы, который дала заместитель руководителя Исполкома Зеленодольского муниципального района, начальник Управления образования Р.В. Афанасьева. Шедевр чиновничьего крючкотворства, которым власти пытаются окончательно запутать зеленодольцев, мы приводим полностью.
«На Ваше обращение, поступившее на форум сайта «Новости Зеленодольска», по вопросу организации горячего питания для учащихся из многодетных семей сообщаем. Конституция Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, вопросы социальной защиты населения относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72). По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.2 и ч.5 ст.76) Пунктом 24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. No184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No184) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей). Расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 (куда отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей) и п.5 ст.26.3 Федерального закона No184 (ст.85 Бюджетного Кодекса РФ). Данные расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования субъектов Российской Федерации. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. No431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (далее – Указ Президента РФ) предписано органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки. Пунктом 3 данного Указа Министерству финансов Российской Федерации также предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом. Порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных Указом Президента РФ льгот не определен. В отсутствие указанного порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям, собственное правовое регулирование данного вопроса субъектами Российской Федерации за счет средств своих бюджетов не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан, поскольку данный вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
Люди не дураки, но Тыгин об этом не хочет думать?
А вот что пишут юридически грамотные горожане в ответ на «послание» тыгинского заместителя.
«Согласно пункту 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 708, в Республике Татарстан многодетными семьями являются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет. Как видите, местный закон о поддержке семей только с 4 и более детьми вообще не имеет под собой законных оснований. Указом Президента от 05.05.1992 порядок финансирования (источник) определен законом точно и понятно. В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю: б) установить для многодетных семей: бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений А вот порядок возмещения Минфином, видимо, не определен. Но это проблема не граждан, для них в законе все четко прописано».
«На - «Порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных Указом Президента РФ льгот не определен». Дело № 2846/11. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 апреля 2002 года N 68-О, пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан. Указом Президента РФ № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» №431 от 05.05.1992 г. предусмотрено, что бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональны х учебных заведений осуществляется за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений».
Вот так горожане в пух и прах разгромили отписку чиновников, еще раз подтвердив несостоятельность зеленодольских властей. Интересно, что же последует за этим? Смогут ли нормально питаться дети из многодетных семей?
Помните, дорогие родители!
Многодетные семьи на территории РФ имеют право на: бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий детям и одному из родителей; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; это только то, что касается проблем зеленодольских семей…
Остальные льготы – в указе президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Маленькие детки – и финансовые бедки
Цунами негодования вызвало повышение платы за детсад и последующий бардак с выплатой компенсаций. Муниципальный сайт переполняют эмоции мам. Выплаты не в полном объеме и с задержкой.
«Проблема у всех одна и та же - задержка выплат компенсации. Мало того, что задерживают выплаты, так еще и платят копейки. За садик мы платим 2500, а первый возврат с этой суммы у меня составил 250 рублей, возмущению не было предела, это же обман!» - пишет Ирина (ДОУ №31).
«В этом году еще ни разу не снимала деньги с карточки, даже не проверяла ее, не знала, сколько на нее начислено. Сегодня, дай думаю, проверю. По моим подсчетам должно было быть чуть больше 2000 рублей (ребенок второй, соответственно 50% от оплаты). Ага, как же! Начислено только за месяц, и всего 460 рублей с копейками! Стала звонить в соцзащиту, ничего толком объяснить не могут! Плетут что-то базовую часть. Короче говоря, не поняла ни слова! Говорят: читайте поправки!» - Надежда (ДОУ №11).
Раздражает не только размер и сроки выплат, но еще и отношение к проблеме. Мамы жалуются на работников соцзащиты: объясняют не понятно, похоже, сами толком еще не разобрались в законе, который гласит следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлена компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Порядок и условия назначения и выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории Республики Татарстан, установлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.2007 № 9 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования». Кроме того, в Республике Татарстан на уровне муниципальных образований с 1 января 2014 года установлены компенсационные выплаты гражданам, имеющим детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Компенсационные выплаты гражданам, имеющим детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Зеленодольска установлены постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 01.10.2013г. № 2220 «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования», в соответствии с которым компенсационные выплаты назначается и выплачивается родителю, заключившему договор с дошкольным учреждением, если величина дохода на одного члена в его семье не превышает 20 тысяч рублей.
Что же касается повышения платы за детский сад, что вышеназванным законом право устанавливать плату и ее размер, взимаемую с родителей за присмотр и уход за ребенком, дано учредителю организации, осуществляющей образовательную деятельность. То есть муниципалитетом.
Вот так-то… Глава города решает, сколько и как платить компенсации за детский сад. И из того, что сложилось на сегодняшний день в городе и районе, видно, что решает это он, мягко говоря, наплевав на детей и их родителей!
Как видим, пока страна в целом стремится укрепить институт семьи, решить демографическую проблему, мэр Зеленодольска не считает благополучие своих жителей своей первостепенной задачей.