Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) может превратится в инструмент давления на малый и средний бизнес. В приемную Бориса Титова - уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, поступают письма, в которых рассказывается о том, как волевым решением местных властей налог, который создан для облегчения предпринимательской деятельности, используется для примитивного пополнения местных бюджетов.
Предприниматели, занятые в малом и среднем бизнесе, встревожены. Они обсуждют новый налог на имущество. Предприниматели, использующие «спецрежимы», лишатся одной из льгот. В начале апреля подписан закон с поправками в Налоговый кодекс, согласно которому плательщики упрощенной системы налогообложения (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД) должны будут уплачивать налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Сейчас такие предприниматели освобождены от налога на имущество. Пока предприниматели еще не ощутили действия поправок - они вступят в силу с 1 января 2015 года, однако опасения бизнеса понятны: возникновение обязанности по уплате налога на имущество, скорее всего, ухудшит положение налогоплательщиков, применяющих «упрощенку» и «вмененку».
Пока по всей стране проходят круглые столы предпринимателей. На ситуацию еще можно повлиять. Кроме того, обязательно последуют разъяснительные письма профильных министерств, которые уточнят норму закона.
Но, как выяснилось, проблемы малому и среднему бизнеса можно создавать и не дожидаясь нового налога на имущество. Оказывается и «старый добрый» ЕНВД может стать серьезной обузой для бизнеса.
Как сообщило татарстанское издание «Бизнес-Онлайн», в одном из районов республики так называемый К2 (коэффициент, устанавливаемый местными властями), был повышен для одного из субъектов предпринимательской деятельности сразу в пять раз. Как известно, ЕРДН рассчитывается исходя из нескольких составляющих. И одна из самых чувствительных «переменных» именно «местный» К2.
Ощутить на себе прелести чиновничьей математики довелось предпринимателям технополиса «Новая Тура». Глава Зеленодольского район Александр Тыгин повысил коэффициент по вмененному налогу с 0,2 до 1, то есть, до максимально разрешенной федеральным законодательством величины. Предприниматели написали возмущенное письмо президенту Татарстана, а также федеральному и республиканскому бизнес-омбундсменам.
Прецедент такого стремительного повышения коэффициента может стать дурным примером для местных органов власти по всей стране. Если они, конечно, не будут внимательно читать разъясняющие документы. Между тем, рекомендации по применению коэффициента существуют довольно давно.
В распоряжении редакции имеется письмо N Д05-1093 Минэкономразвития. В нем содержатся довольно любопытные для местных властей пояснения. В частности, там говорится о том, что «в соответствии с п. 3 ст. 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными...Таким образом, увеличение К2 также должно быть мотивировано и иметь исключительное экономическое основание.
Следует особо отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является одним из ключевых элементов современной рыночной системы хозяйствования, частью общей политики государства в сфере реструктуризации российской экономики».
Хорошие слова и понятные разъяснения. В интервью тому же «Бизнес-Онлайн» глава Зеленольского района Тыгин заявил, что повышение ставки вмененного налога было его волевым решением. В качестве «экономического обоснования» для такого шага г-н Тыгин говорит, что «социальные расходы на тех людей, которые приехали из Китая, Вьетнама, Средней Азии и проживают на территории Татарстана, в разы превышают их доход». Ему возражает один из авторов письма и одновременно лидер профсоюзной организации «Новой Туры» Зухра Исмадилова : «Он говорил про инфраструктурные проекты, что они делают дороги, чтобы мы могли возить товар, про то, что «наши дети ходят в их садики и школы», было как-то странно это слышать. У нас 80 процентов работников технополиса имеют российские паспорта. Да, это узбеки, таджики, киргизы, но все они граждане России, которые платят налоги». Однако, господин Тыгин не постеснялся заявить, что «будь его воля, он бы поднял коэффициент и дело ставки К2».
Предпринимателей возмущает, что на аналогичных оптовых рыках Татарстана подобный коэффициент составляет от 0,2 до 0,6. Разница очевидна. Хотя национальный состав предпринимателей примерно одинаков.
«Считаем, что введение дополнительных и необоснованных обременений, ухудшающих материально-финансовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, является неприемлемым», - разъясняется все в том же письме МЭР.
Такой простой способ повысить поступления в местный бюджет явно противоречит практике, которую рекомендует профильное министерство. Кроме того, понятно, что глава района потенциально вредит местным предпринимателям. Он ударяет прежде всего по тем оптовикам, которые успешны и самостоятельно занимаются закупками. Чем больше торговая площадь, тем больше налоговое бремя. "Дальновидность" таких тыгиных не просто убивает предпринимательскцю инициативу, но потенциально оставляет собственный район без налоговой базы. Тыгин рубит сук, на котором сидит и , судя по всему, сидеть собирается.
Практика такого «вольного» обращения с К2 для ЕНВД вряд станет повсеместной. Хотя бороться с ней предпринимателям самостоятельно довольно сложно.
Так, по словам генерального директора ООО «Юридический центр «Правосудие» Айрата Гатина, с таким он раньше не сталкивался в своей богатой практике. «Я не припомню, чтобы по поводу размера ЕНВД возникали спорные вопросы. Споры есть по поводу кадастровой стоимости земли. Но коэффициенты в налоге на вмененный доход так резко никогда не поднимали. А вообще, обжаловать решение налогового органа — это очень сложно», — отметил эксперт.
Между тем, в уже упомянутом письме МЭР такой порядок обжалования прописан четко и однозначно. Там сказано в частности, что « В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности».
Иными словами, у чиновников и депутатов Зеленольского района Татарстана есть перспектива доказать целесообразность своего решения по корректирующему коэффициенту в Арбитражном суде. И, кстати, «обязанность по представлению в суд аналитических, статистических и иных сведений, подтверждающих экономическую обоснованность установления соответствующих значений К2, возлагается на местные органы власти и должностных лиц, установивших данные значения». Это норма закона и очередное напоминание из письма МЭР.