Дефицит памяти. На стелы погибшим в Татарстане денег нет?
Борис Писарев у памятника павшим воинам в п. Новопольском Зеленодольского района
В РТ готовиться к 70-летию Победы начали ещё в июле 2013-го, когда кабмин РТ утвердил план мероприятий. Ремонтируя и восстанавливая памятники, обелиски, стелы, вечные огни и др., муниципалитеты должны уложиться в некое «текущее финансирование».
Учитывая, что в бюджетах сельских поселений средств нет, придётся искать спонсоров. Так, в д. Починок Сутер Кукморского района за памятником жители ухаживают сами. Школьники готовят венок, а металлический конус со звездой красят рабочие сельсовета. Минобороны ведёт учёт только воинских захоронений и памятников, установленных на них. Памятники вне мест воинских захоронений входят в компетенцию министерства культуры.
В том, что минкульт РТ за такие стелы тоже не отвечает, убедился Борис Писарев, хранитель памятника павшим воинам в п. Новопольском Зеленодольского района. Эту бетонную плиту установили ещё в 1960-х. На прикреплённом к ней металлическом листе – 78 имён погибших в войну односельчан, из которых четверо – Писаревы. В память об отце и его братьях Борис Владимирович который год сам красит облупившийся постамент, а 9 мая 2013-го впервые организовал праздничный митинг.
– С 2010 г. я пытаюсь найти ответственных за этот памятник, но, похоже, он никем не учтён, – негодует Писарев. – Когда отец ушёл на фронт, мне было четыре года. Уже в 1942 г. он пропал без вести, оказалось, умер от ран. Где могила, я не знаю, поэтому прихожу к стеле, которая стоит напротив родительского дома. Правда, боюсь, что однажды её снесут. – На совещании по поводу празднования 70-летия Победы главы сельских поселений района спрашивали: «На какие деньги мы должны восстанавливать такие памятники?» – признаётся Нарвек Якупов, глава Новопольского сельского поселения. – Нет такой статьи в наших бюджетах. Говорят, что минкульт РТ должен такие расходы оплачивать, а ещё, что памятник этот с 1967 г. числится в Татвоенкомате… Но спонсоров пришлось искать нам. На 250 тыс. руб. этим летом обновим памятник, отделаем его чёрным гранитом, выложим дорожку из брусчатки. Пусть Писарев не беспокоится, память о его отце мы сохраним.
Выходит, судьба таких памятников зависит только от отношения к ним на местах, неравнодушия потомков? А что будет, когда умрут дети и внуки?
– Таких памятников и обелисков в РТ сегодня 1547, – отвечает Владимир Логачёв, пресс-секретарь Татвоенкомата. – Мы их только учитываем, а как их содержат, не знаем…