В Арбитражном суде РТ приостановлено производство по так называемому «коттеджному» делу детей Геннадия Емельянова (напомним, принадлежащее им ООО «Раифское», как выяснилось, построило гостевые дома на федеральной земле). Теперь его исход зависит от вердикта Зеленодольского горсуда, где оказавшаяся в аналогичной ситуации жительница поселка Раифа Лилия Хабибуллина оспорила изначальную передачу в конце 90-х в федеральную собственность 23,3 гектара. На доскональном разбирательстве настаивает и местный исполком, отмечая сложившуюся уникальную ситуацию: на сегодня вся земля, занимаемая татарстанским поселком Раифа, находится в федеральной собственности и только сами дома — в муниципальной.
ЛИЛИЯ ИЗ РАИФЫ
Арбитражный суд РТ приостановил на днях производство по так называемому «коттеджному» делу детей бывшего главы Зеленодольского района РТ Геннадия Емельянова (ныне — мэр Елабуги — авт.).
Напомним, эта история тянется с прошлого года. Тогда по сигналу УФСБ по РТ теруправление Росимущества инициировало в арбитраже разбирательство по поводу изъятия местными властями у Раифского спецучилища (федерального учреждения — авт.) и передачи в аренду на 49 лет находящемуся по соседству Раифскому же Борогодицкому мужскому монастырю 0,41 гектара. Вскоре права аренды на участок оказались переуступлены ООО «Раифское», принадлежащему детям Емельянова — на тот момент районного главы. Компания построила на нем гостевые коттеджи. Суд уже признал, что передача федеральной земли (а все имущество федерального учреждения автоматически приобретает этот же статус) в аренду была недействительной. Для этого требовалось согласование на уровне РФ, но этот порядок не был соблюден. Теперь Росимущество с помощью суда хочет оформить на эту землю право федеральной собственности.
Но представитель ООО «Раифское» (привлечено третьим лицом — авт.) Светлана Каштанова попросила суд приостановить рассмотрение дела. Она объяснила это тем, что лежащее в основе иска Росимущества постановление администрации Зеленодольского района и Зеленодольска от 29 июля 1997 года, закрепившее в постоянное бессрочное пользование 23,3 га земли за Раифским профессионально-техническим училищем, сейчас оспаривается в Зеленодольском горсуде. Заявителем стала оказавшаяся в аналогичной ситуации Лилия Хабибуллина из поселка Раифа.
Дело в том, что в августе нынешнего года теруправление Росимущества подало заявление в арбитраж, потребовав признать недействительными два других постановления зеленодольских властей об отводе земли — они датированы февралем 2007-го и январем 2008 года. Тогда исполком передал в долевую собственность семье Хабибуллиных и Альфие Мухаметшиной участки (646 и 858 кв. м), на которых они построили жилые дома. Росимущество считает, что эти сотки тоже входят в состав уже упомянутых федеральных гектаров.
О СНОСЕ РЕЧИ НЕ ИДЕТ
Как же РФ умудрилась растерять выделенные ей земли?
Как выяснилось на судебном заседании, к тому моменту, когда Росимущество стало оформлять право собственности на участок (ориентировочно в 2010 году — авт.), от 23,3 га осталось лишь около 16,3 гектара. Причину такого несовпадения представитель теруправления Росимущества Лилия Нуруллина объяснила незаконными действиями местных властей, которые «кромсали» надел на кусочки и предоставляли их организациям и физлицам. По этой причине ведомство и пытается теперь добрать необходимые площади с помощью судебных исков.
Между тем, как отметила директор ООО «Раифское» Жанна Казанцева, некоторые жители поселка Раифа, приватизировавшие свои дома, стали фигурантами аналогичных разбирательств и уже получили требования о сносе своих строений (как незаконно возведенных на федеральной земле — авт.). По-видимому, чтобы избежать этой участи, Хабибуллина и обратилась в городской суд. «О сносе речи вообще не идет», — сразу же опровергла выступавших Нуруллина. Она сообщила, что распорядитель всех госземель пока что оспаривает только постановления об отводе участков: «Если их признают недействительными, зарегистрируем на них право собственности Российской Федерации, не снося никаких домов», — раскрыла намерения своего ведомства представитель Росимущества.
СЛОВО — ЗА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИМ ГОРСУДОМ
В итоге рассматривавшая дело судья Зульфия Садыкова приостановила производство по иску Росимущества — до вступления в законную силу решения Зеленодольского горсуда.
Судя по всему, местные власти тоже хотят до конца разобраться в этом вопросе. У них есть на то свои причины, а именно — сложившаяся ситуация, касающаяся не только ООО «Раифское» и упомянутых частных лиц, которую руководитель районного исполкома Александр Тыгин назвал уникальной. «Лично я не знаю ни одного такого поселка ни в районе, ни в республике», — отмечал он.
Дело в том, что земля под домами, а также все инженерные сети принадлежат Российской Федерации и находятся в ведении Раифского спецучилища. В муниципальной собственности только сами сооружения. Вдобавок ко всему вся эта территория входит в охранную зону Волжско-Камского природного заповедника.
В настоящее время участок в 23,3 га — это фактически границы поселка Раифское, который состоит из нескольких домов барачного типа и двухэтажек, а также коттеджей. К его несомненным плюсам относят чистый воздух Волжско-Камского заповедника, ставшую брендом раифскую бутилированную воду, знаменитое Раифское озеро и соседство не менее именитого монастыря.
Поселение Раифа существовало еще со времен монастыря (основан в 1613 году — авт.) Когда в 30-х годах прошлого века на территории последнего разместили колонию (черные годы для святой обители, возвращенной РПЦ лишь в начале 90-х годов — авт.), оно продолжало разрастаться — например, строились дома для сотрудников учреждения. Первый отвод земель СПТУ (вернее, его предшественнице — детской колонии — авт.) был предпринят еще в 1959 году, когда ей отдали в пользование 87,7 гектара. Много позже, в 1997-м, за училищем закрепили уже известные 23,3 гектара.
Как подтвердила Нуруллина, разграничения между поселком и спецучилищем по земле нет и по сей день, хотя последнее и огорожено забором. Но, судя по всему, «раздел» — дело ближайшего будущего. Как рассказала представитель Росимущества, рассматривается вопрос о формировании земельных участков и передаче тех из них, на которых находятся муниципальные объекты, местным властям: «Исполком сейчас как раз проводит работу по межеванию». Какие-то участки отойдут и частным лицам.